Практически каждый день мы сталкиваемся с желанием или потребностью поделиться своими впечатлениями о поступках другого человека с ним же самим. Когда-то мы хотим таким образом похвалить и поблагодарить, а когда-то - наоборот, подсветить проблему. Делиться фидбеком порой бывает не очень-то и легко, учитывая то, что в большинстве случаев этому нас никто не учит.
Мне хочется рассказать о двух простых принципах, которые помогут сделать обратную связь прозрачной и эффективной - причем работает это и для профессиональных, и для личных взаимоотношений. Принципы следующие: во-первых, стоит давать описательную, а не оценочную обратную связь; во-вторых, стоит давать конкретизированную, а не обобщенную обратную связь.
А теперь немного подробнее.
Описательная обратная связь не содержит субъективного отношения к проблеме, а лишь подчеркивает определенные моменты произошедшего. Если другими словами, то стоит говорить фактами, а не только эмоциями. Описательный фидбек может строиться по типу «стимул - реакция» (то есть какой-то поступок человека вызвал какие-то последствия и чувства).
«Меня раздражает, что ты постоянно опаздываешь» / «Сегодня ты снова пришел позже, чем мы договаривались, я долго ждала и очень устала - из-за этого чувствую себя раздраженно».
«Мне надоело, что ты совсем не слушаешь, что я тебе говорю» / «Я попросил тебя продумать отпуск, но результата пока нет и я тревожусь, что мои просьбы не очень важны для тебя».
Теперь о конкретизированной обратной связи: конкретизированная обратная связь во-первых, показывает какие конкретные действия привели к определенному отношению, а во-вторых, проясняет понятия, которые люди могут трактовать по-разному. Например, фраза «он хороший отец» может означать очень многое: «хороший отец», потому что много времени проводит с ребенком; «хороший отец», потому что не повышает на ребенка голос; «хороший отец», потому что покупает ребенку дорогие игрушки и одежду. Это все варианты субъективных оценок одной и той же фразы.
Посмотрим конкретизированную обратную связь на примерах.
«Ты какой-то слишком эмоциональный» / «Для меня непривычно, что ты громко смеешься и активно комментируешь свои рассказы, я считаю это эмоциональностью».
«Ты поступила некрасиво» / «Мне кажется, что можно было пропустить тех девушек вперед, ведь они пришли раньше тебя».
Можно заметить, что больший фокус я сделала на то, как давать именно негативную обратную связь. По моему опыту, это делать куда сложнее и тревожнее, чем хвалить или благодарить человека. Ведь во втором случае нет риска столкнуться с агрессивной или непредсказуемой реакцией, а также отсутствует опасность испортить отношения.
Однако все эти принципы работают и для положительного фидбека. Проверим?
«Мне нравится твоя забота» / «Я чувствую себя любимой и ценной, когда ты готовишь для меня ужин и делаешь массаж перед сном».
«Спасибо, что ты хороший друг» / «Я благодарен тебе за то, что ты поддерживал меня во время болезни - на мой взгляд, это качество хорошего друга».
Конечно, стоит понимать, что примеры в этом посте могут показаться слегка утопичными и нереалистичными. Отчасти это действительно так, ведь в жизни у нас не всегда есть возможность хорошо обдумать свой фидбек или контролировать сильную эмоцию - и это нормально. Но, чем чаще мы даем описательную и конкретизированную обратную связь, тем легче формулировать ее даже в острых и непредсказуемых ситуациях.
Спасибо за твое внимание!
И помни: все [с тобой] так 🤍
| как давать обратную связь
28 апреля 202328 апр 2023
3
2 мин