Актёр Джесси Айзенберг (Jesse Eisenberg) попробовал свои силы в режиссуре. По моему мнению, у него это очень хорошо получилось. Дебютная картина “Когда ты закончишь спасать мир” (When You Finishing Saving The World), для которой и сценарий тоже написал он сам, внятно рассказывает о благих намерениях, которыми человек загоняет себя в угол.
Плюс в этом фильме главные роли исполнили большая актриса Джулианна Мур (Julianne Moore) и представитель нового актёрского поколения Голливуда Финн Вулфхард (Finn Wolfhard), известный по ролям в сериале “Очень странные дела” и полнометражных проектах “Оно” и “Щегол”.
Сюжет
Семнадцатилетний Зигги ведёт свой канал на YouTube, у него 22 тысячи подписчиков, которые присылают ему донаты на развитие канала, а Зигги каждую неделю готовит для них новую авторскую песню в стиле фолк-рок. А ещё он влюблён в одноклассницу Лайлу и старается найти к ней подход.
Его мать Эвелин является хозяйкой приюта для жертв домашнего насилия. При этом она не особо общительная, коллеги даже не приглашают её на дни рождения. И дома у неё нет теплых отношений с близкими – муж и сын сами по себе.
Как любой подросток Зигги конфликтует со своей матерью из-за того, что она относится к нему как к ребёнку, а он себя таковым уже не считает, потому что “зарабатывает деньги и станет богатым, а она – нет”. Фигура отца/мужа и вовсе постоянно находится в тени. Но странным образом Эвелин сближается с новыми прибывшими в приют – женщиной Энджи и её сыном Кайлом.
Пытаясь стать счастливее, и Зигги, и Эвелин находят объекты, кому подарить свою симпатию, за пределами дома и семьи. Зигги осмеливается на решительные шаги в сторону Лайлы, а Эвелин буквально прыгает выше головы, планируя счастливое будущее для Кайла.
Мои впечатления и разбор
Пусть сюжет выглядит со стороны очень просто, но, на самом деле, для режиссёрского дебюта это очень аккуратно и добротно сделано.
Джесси Айзенберг мне всегда больше нравился в маленьких картинах – “Кальмар и Кит” (2005, The Squid and the Whale), “Громче, чем бомбы” (2015, Louder Than Bombs), “Конец тура” (2015, The End of the Tour), “Двойник” (2013, The Double) и в двух интеллектуальных комедийных “высказываниях” Вуди Аллена – “Светской жизни” (2016, Café Society) и “Римских приключениях” (2012, To Rome with Love).
Этот актёр очень органичен и раскрывается намного лучше в вышеперечисленных фильмах, чем в блокбастерах (“Иллюзия обмана”, например). Получается ситуация наоборот – ему не тесно в рамках маленького кино, а уютно. Вот он и выбрал для дебюта постановку независимого фильма.
В сюжете поднимается тема спасения, но это не то спасение, когда выезжает бригада профессионалов, обученных действовать хладнокровно и собранно в экстренных условиях, а психологическое явление “синдром спасателя”, получающееся из созависимых отношений. В психологии эта проблема характеризуется треугольником Карпмана – созависимыми отношениями, в которых участники выполняют роли преследователя, спасателя и жертвы. Преследователь контролирует жертву, жертва находится под гнётом неудачных обстоятельств, а спасатель готов научить жертву истине, считая, что она на свои силы рассчитывать не может.
Как в психологии обосновалась геометрическая “фигура спасения”, так и структура повествования в фильме актёра-дебютанта-в-режиссуре подчинена строгой геометрии.
Все действующие лица у Джесси Айзенберга в истории зажаты строгими рамками своих убеждений, своих зон комфорта (спальня и его YouTube-канал – для Зигги, приют, отдельный кабинет и тесный Smart – для Эвелин, за столом, с книгой и на втором плане – для отца Зигги, клуб, где собираются политические активисты – для Лайлы, автомастерская отца – для Кайла), их сжимает рамка экрана (на протяжении всего хронометража создаётся ощущение тесноты), диалоги остроумно соединяются логическими нитями один с другим (очень интересно продуманы реплики – одни и те же слова звучат по-разному в зависимости от контекста), а само повествование логично закольцовывается в финале на матери и сыне (они наконец понимают, что должны познакомиться именно друг с другом поближе).
Важный плюс сценария в том, что при очевидности психологических терминов действующие лица получились не такими уж картонными марионетками. С одной стороны, их поведение соответствуют букве психологии, но, с другой стороны, они подвижные, человечные в своих действиях. Зигги свято хранит свои личные границы, он чётко формулирует свои мысли. В сцене с Эвелин, которая просит его помочь ей в приюте по хозяйству, парень прямо даёт понять, что волонтёром он не будет, но помогать готов – только за фиксированную плату. При этом, будучи очень жёстким с матерью, Зигги преображается перед одноклассницей Лайлой. Он становится неуверенным и покладистым, готовым сменить сию минуту своё мнение. Да и Лайла не пытается узнать получше самого Зигги, ей достаточно информации о том, что у него есть подписчики, а это значит, что он может распространять полезную идеологию – и в данном случае она имеет в виду себя, ей не важно, что значит собственный канал для Зигги.
Эвелин по статусу находится выше, чем новички в её приюте – Энджи и Кайл. Она их приютила – они ей благодарны, что усиливает в их сознании зависимое от неё положение. Эвелин при этом превышает свои обязанности, беря на себя ответственность по решению судьбы Кайла. Она действует как Спасатель, убеждая Кайла (как Жертву), что он сам не справится с проблемами своими силами. И тут как раз Кайл тоже проявляет характер – он всё же выстраивает личные границы, каким бы агрессивным напор Спасительницы ни был.
Сама драматургическая структура очень жёсткая – вступление, завязка и финал. Джесси Айзенберг обошёлся без экспериментов, прекрасно зная, что, если поступиться этим, то и результат будет слабым. Так что, он сначала знакомит зрителя с основными действующими лицами, показывает, в чём их проблема, потому что они идут по проигрышному пути, каждый раз упираясь в угол треугольника – то в виде жертвы, то преследователя, то спасателя до тех пор, пока до них не доходит осознание, что порядок надо наводить в своей жизни, а не в чужой.
Как раз перед разбором “Когда ты закончишь спасать мир” я переводила интервью для Time Out с актёрами спектакля “Знак в окне Сидни Брустейна” (The Sign In Sidney Brustein’s Window). Оскар Айзек сказал об Антонене Арто (Antonin Artaud) и его концепции. Я подумала, что эта самая вещь звучит и в истории Джесси Айзенберга. Антонен Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую “театр жестокости” (Théâtre de la Cruauté). Он считал, что жестокость свойственна любому действию, а проявление добра — тоже жестокость. В истории “Когда ты закончишь спасать мир” этому утверждению есть явные примеры. Когда Эвелин не пытается понять своего сына, а делает серьёзные шаги по оформлению поступления в хороший колледж для чужого сына. Когда Зигги, не понимая ничего в политике, берёт чужое стихотворение и делает из него песню, считая, что так он понравится девочке. Когда мать воспринимает деятельность своего сына как раздражающий фактор, а не повод говорить о ней как о чём-то созидательном. Когда Кайла принимают за её сына, а он всего лишь ребёнок из приюта.
Так что при всей простоте фильм получился глубоким и интересным для разбора. В интервью для журнала Variety Джесси Айзенберг признавался, что боялся смело думать о себе, как режиссёре, считая, что это клише. А, всё же взявшись за дело, очень сильно нервничал. Зря нервничал. Результат впечатляет.
Следующий фильм Джесси Айзенберга
Джесси Айзенберг не останавливается на этом фильме – как сообщалось ранее, в марте 2023 года должны были начаться съёмки драмы A Real Pain с Кираном Калкиным (Kieran Culkin) в главной роли. В этом проекте Айзенберг тоже выступает режиссёром и сценаристом, а также исполняет роль. По сюжету двоюродные братья отправляются в Польшу, чтобы изучить историю своей бабушки, там они присоединяются к туру по лагерям смерти, а параллельно с этим выясняют и свои отношения. Джесси Айзенберг так объяснил свою идею фильма A Real Pain: "Я пытаюсь задать вопрос, актуальна ли современная боль на фоне реальной исторической травмы. Я обращаюсь к опыту людей за 30, которые соприкасаются с историей, и то, что вчера было чуждым, вдруг становится реальным”. Продюсировать проект будет компания Fruit Tree, та же, что и “Когда ты закончишь спасать мир”.