Личная консультация – это уникальная возможность помочь человеку в кратчайшие сроки. В процессе общения специалист не только слушает слова клиента, но и наблюдает за мимикой, жестами, интонацией. Иногда общение посредством онлайн разговора может иметь преимущества.
Из практики…
Мария (у каждого человека должно быть имя) обратилась ко мне как у коучу с конкретной проблемой. Более двух лет ей не удавалось найти работу по призванию. Любовь к цифрам, красный диплом, серьёзные рекомендации с прежних мест работы не помогали ей в общении ни с будущими работодателями, ни с работниками отделов кадров. Во время сеанса я чувствовала в ее голосе напряжение и злость из-за непонимания причин неудачных переговоров.
К середине разговора свет от окна в комнате Марии стал мешать. Я была вынуждена попросить её сесть лицом к окну, чтобы четче фиксировать все изменения лица, осанки, положение рук. Онлайн общение не дает нам в полной мере чувствовать собеседника, приходится максимально задействовать все органы чувств. Как только Мария переставила камеру и повернулась спиной к двери. Обеспокоенность и страх отразились на её лице. Для меня это была первый маячок на пути к пониманию проблемы.
Мы продолжили общение. И я задала единственный вопрос: «Что вы почувствовали, когда я попросила вас повернуться лицом к свет?»
- Ужас
- Страх
- Брезгливость
Минут через пять Мария призналась: «Я не могу сидеть спиной к двери. Мне важно ее видеть и знать, что она приоткрыта».
Причина была банальна, но не менее возмутительна. В самом начале поиска нового места работы Мария попала на собеседование второго этапа к потенциальному руководителю. К сожалению, в отзывах о работодателе не было указано, что получить работу в конторе можно было только «через удовлетворение босса». Нагло высказанное предложение и последующие действия мужчины были настолько неожиданны для соискательницы, что она не сразу смогла вырваться из кабинета с запертой на внутренний замок дверью. С одной стороны, ситуация разрешилась без физического насилия. С другой, последствия так называемого собеседования отразились на дальнейшем поведении женщины в замкнутом пространстве.
Мария старалась забыть ту злополучную встречу, проработать проблему через статьи и книги о жертвах сексуальных домогательств. По сути, ей удалось заблокировать негативные воспоминания, но, вырвав из ежедневника факт злополучного собеседования, она не осознала, что появившаяся клаустрофобия – это последствия непроработанной травмы. Она не смогла справиться со страхом перед закрытой дверью, замкнутым пространством, поэтому на встречах по вопросу трудоустройства вела себя напряженно и неестественно.
В процессе работы Мария шаг за шагом восстанавливала в памяти детали последующих интервью с сотрудниками кадров и потенциальными работодателями. В игровой форме под моим руководством женщина вспоминала каждое свое движение (тревожный взгляд в сторону дверей, напряженная посадка на краю стула и т.д.) с момента прихода в новый офис до прощальных «мы с вами свяжемся». Мария посмотрела на себя глазами работников кадров, секретарей, руководителей. Картина получилась удручающая.
Кому нужен работник, который постоянно дергается, вздрагивает от малейшего шума? Он что-то скрывает или просто имеет психические отклонения?
Дальнейшую техническую сторону работы я изложила в главе книги про страхи, над которой сейчас активно работаю. Скажу только, что каждое соприкосновение с клиентом требует индивидуальной проработки. Все проблемы поддаются классификации, но предпосылки психологических травм, обстоятельства в каждом конкретном случае будут разными.
Приобретенная клаустрофобия Марии не пустила корни. В лифте, в метро, в помещениях со стеклянными стенами она не испытывала страха. Нервозность и потливость ладоней появлялись только на собеседованиях. С одной стороны, она понимала, что от ее реакций и поведения зависит карьера, но с другой, мужчина-руководитель бессознательно вселял в неё ужас, как только приглашал пройти в кабинет.
В процессе работы с Марией было разработано домашнее задание: прохождение курса массажа у специалиста мужчины. Массажист помогал решить параллельно две проблемы: с одной стороны, женщина получала опыт пребывания один на один с мужчиной в замкнутом пространстве, с другой, снятие мышечного напряжения дарило сознанию понимание “здесь и сейчас ничего опасного нет”.
Избавиться от клаустрофобии сложно, но ее можно «приручить». В случае с Марией страх стал следствием определенных негативных событий. Осознав источник поведенческих реакций, она научилась контролировать себя, переключать внимание с двери, выхода на незначительные детали (цвет офисной мебели, сколы на столешнице, царапины на паркете, капли от кофе на одежде).
Через два месяца Мария сознательно согласилась на собеседование у руководителя-мужчины. После “испытания” она с гордостью рассказывала, что даже не помнит, какого цвета была дверь в кабинете интервьюера, но впервые за долгое время услышала, что ей пытались навязать чужие обязанности из желания сэкономить на сотрудниках. Серьезный оффер женщина получила после девятого собеседования.
Когда клиент понимает, что для изменений в жизни нужно провести ревизию своих реакций, поведения и привычек, работа обречена на успех.
Кто-то из читателей, особенно, читательниц может возмутиться, что я не посоветовала своей клиентке обратиться в правоохранительные или какие-либо другие надзирательные органы с требованием разобраться с несостоявшимся насильником.
- С того злополучного дня прошло более двух лет. Подтвердить конкретными фактами Мария не смогла бы. К сожалению, после драки кулаками не машут.
- Получить “волчий билет” в любимой профессии - не лучший приз в борьбе за справедливость. Скандальная репутация выгодна журналисту, актеру, специалисту публичной сферы, но мало подходит бухгалтеру, аудитору или секретарю.
- В результате консультаций Мария хотела понять и проработать причины своих неудач и страхов, одолевающих ее каждый раз, когда закрывалась дверь или хлопала калитка на даче. В любом помещении Мария прежде всего искала пути отхода, возможность сбежать в минуту опасности. Это состояние тревоги не только лишало ее психологических и физических сил, но и приводило к финансовой нестабильности. Добиваться справедливости и выносить на всеобщее обозрение пережитое унижение она была не готова.