Сразу можно сказать, что на передовой Сталин не был. А вот на фронтах бывал, причем настолько тайно, что скрывал свои поездки даже от своего ближайшего окружения, не говоря уже об освещении этих поездок в прессе.
Оборона Москвы
Уже в июле 41-го Сталин отправился на Западный фронт. Там организовывалась оборона Москвы, одна линия проходила под Можайском. Состояла оборона из нескольких линий, и первая проходила через три города, включая Серпухов.
Главнокомандующий собрал здесь командование армиями, чтобы провести совещание. Ему было доложено о том, в чем состоит план обороны.
На поездку ушел один день, Сталин проехал всю линию фронта на машине, дороги для этого выбирались проселочные, ехали через деревни, и местным жителям было трудно не заметить, что в машине сидит сам Иосиф Виссарионович.
Выехал Сталин на инспекцию обороны и в начале октября того же года. Посетил он две линии – Волоколамскую и Малоярославскую. С ним были Булганин, охрану возглавлял Власик, и они рассказали, как вел себя глава государства в необычных условиях.
Во время следования его машины, Сталин заметил, что в небе начался бой между немцем и нашим летчиком. Приказал остановиться и вышел, вокруг летали осколки, падали в траву, но главнокомандующий стоял и смотрел в небо.
Это к тому, что Хрущев после смерти Сталина заявлял, что тот вообще никуда из Москвы не выезжал, и даже кабинет свой покидать опасался.
Мог бы попасть под бомбардировку
Посетил Иосиф Виссарионович и госпиталь под Волоколамском, и было это уже тогда, когда Красная армия, собиралась от обороны переходить к наступлению.
Он навещал раненных, и беседовал с бойцами, желая узнать, что они думают о силе врага. А в ноябре, когда на фронте только что появились «Катюши», Сталин решил их осмотреть в деле, и навестил армию Рокоссовского. И это при том, что он знал, какой опасной будет эта поездка.
Гитлеровцы уделяли «Катюшам» особое внимание, и старались их уничтожить везде, где они только появлялись. Немецкие части получили приказ захватить это советское орудие.
Тут уже Сталин чуть не попал в переделку. 13-го ноября артиллерия, состоявшая из «Катюш», обстреляла немецкую армию, и он наблюдал, какой урон был нанесен единовременно врагу. После артобстрела, чтобы не попасть под ответный огонь, орудия должны были покинуть место, на котором только что стояли.
Гитлеровцы тут же открыли огонь, но было поздно – «Катюш» там уже не было. Зато на этом месте оказался Сталин. Перед этим выпало много снега, и «паккард», на котором он прибыл на линию фронта, застрял. Главнокомандующий тут же пересел в «эмку», охране, которая была в автобусе, приказали двигаться самостоятельно, не привлекая внимания к машине.
Уже налетела вражеская авиация, «эмка» тоже застряла, чтобы ее сдвинуть с места пришлось толкать автомобиль всем пассажирам. Им повезло, что рядом продвигались три советских танка. Один из них взял машину главнокомандующего на буксир.
В это время показалась немецкая кавалерия, однако сражаться против танков они не решились. Сталин добрался-таки до штаба, но шум из-за происшествия поднимать не стал. Уже позже он узнал, что немцы послали десант на то место, где застряла машина.
Следующую поездку в прифронтовую зону Сталин совершил уже в 1943-м году. Так что Хрущев был не прав, выставляя Иосифа Виссарионовича каким-то трусом.
А вызнали, что Сталин посещал линию фронта?
Понравилась статья? Порадуйте автора лайком, и обязательно подпишитесь на канал.