Найти тему

Конструктор Николай Астров и Иосиф Сталин на испытаниях танка ПТ-1

117 лет назад, 28 апреля 1906 года, в Москве, в семье профессора Императорского Московского технического училища родился Николай Александрович Астров - советский инженер-конструктор бронетехники, Герой Социалистического Труда (1976), лауреат трёх Сталинских премий и Государственной премии СССР, инженер-полковник (3.03.1945). Он вошел в историю как создатель серии легендарных легких танков Т-38, Т-40, Т-60 (всего он спроектировал двадцать шесть типов боевых машин пяти семейств), САУ и ЗСУ «Шилка».

Об испытаниях одного из первых «детищ» выдающегося конструктора – плавающего колесно-гусеничного танка ПТ-1 – Николай Александрович оставил интересные воспоминания, которые при желании можно найти в Сети. Перескажем из них один эпизод

Осень 1932-го в Москве была очень холодной – с мокрым снегом, заморозками и оттепелями. Именно в это время прямо в столице проводились испытания танка ПТ-1. «С грохотом и ревом, поднимая фонтаны грязи», танк с завода «Красный пролетарий», где был изготовлен, шел на Хамовнический плац для показа членам правительства, включая Сталина. «Именно его слово уже тогда решало судьбу всех новых разработок военной техники».

Времена были «наивные» опытная боевая машина ехала днем по городу без какой-либо охраны кроме двух милиционеров. Прохожие останавливались и таращили глаза, тем более, что танк шел бодро - со скоростью примерно 60 км/ч.

Не очень-то ровный плац покрывали льдистые корки снега, стояли довольно большие лужи, хватало грязи - то, что надо для испытаний. Собравшиеся на плацу начальство ожидало, что машина Сталина подъедет именно к ним, но автомобиль Иосифа Виссарионовича остановился непосредственно у танка. Сталин вышел вместе с охраной.

-2

«Чуть хрипловатым голосом, тихо, словно опасаясь простуды», вождь спросил, где инженер, который должен докладывать. Тогда кто-то из коллег, знавший роль Николая Александровича в создании ПТ-1, выкрикнул: «Астрова сюда, для доклада!»

Состояние самого Астрова в тот момент было не из приятных: он замерз, да и еще «душа дошла почти до пяток». Впрочем, к «хозяину страны» он направился «бодрой рысью». По возможности четко и, главное, громко (инженеров предупредили, что слух у вождя «плохой») Николай Александрович стал рассказывать об особенностях нового танка.

Об осмотре Астров рассказывает так: «Сталин обошел машину, внимательно слушая меня. Потом задал несколько вопросов, которые показывали, что он неплохо знает танки, и заметил, что в ПТ-1 многое необычно. В частности, поинтересовался размерами и объемом башни. Отвечая, я сказал, что 45-миллиметровая пушка для такой машины слаба, ее следует заменить более мощной. Вновь последовали вопросы: "какого калибра, когда сделаете?" Ответил: "Товарищ Сталин, установим, как только будет нужная пушка, сами мы пушек делать не умеем". (Ждать ее пришлось, увы, несколько лет.) Спросил, что за двигатель у танка, и, услышав, что авиационный, бензиновый, пробормотал с тенью неудовольствия: "А ведь обещали машину на дизеле". Осмотр занял всего пять-восемь минут. Слегка кивнув, то ли охраннику, неотступно его сопровождавшему, то ли мне, Сталин тихо, как бы про себя, буркнул: "Продолжайте!" и, не сделав никакого знака, даже не кивнув никому из начальников, уехал. Нас, "инженерию", он тоже не удостоил ни прощальным кивком, ни жестом».

Начальство поздравило Астрова с успехом, впрочем, в итоге «в силу не зависивших от нас обстоятельств» дальнейшую работу над ПТ-1 прекратили. До серии танк так не дошел.

***

В Центральном музее Вооруженных Сил представлен целый ряд образцов вооружения, созданных при участии Николая Астрова, например: плавающий танк Т-38, самоходная артиллерийская установка СУ-76М, зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» и другие.

-3