Роль и механизм удивления в познавательной деятельности.
Удивление как явление, как феномен психоэмоциональной жизни само по себе является предметом удивления. Природа удивления интересовала людей с очень давних времен. Еще Аристотель описывал эту эмоцию как побудитель познания [1, с. 113]. С его точки зрения, это переход от познания простых вещей ко все более сложным. Далее размышления об удивлении продолжили такие великие философы, как: Декарт, Гоббс, Спиноза, Кант, Шопенгауэр. Из отечественных мыслителей об удивлении писал К.Д. Ушинский. Он в структуре удивления выделял «трудность примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые имеются у человека» [там же, с. 114]. Из современных ученых, обративших свое внимание на эту эмоцию, можно выделить П. Экмана, К. Изарда (удивление — это результат неожиданного, резкого изменения внешнего события), В. Чарльзуорт (удивление — ошибка ожидания) [там же, с. 115]. Также можно выделить идеи В. Библера («точка удивления» - момент несовпадения с привычным) [2, с. 41].
Данная работа посвящена раскрытию механизма формирования удивления. В связи с этим необходимо упомянуть, что этот вопрос рассматривался Б. Вайнером в его атрибутивной модели удивления и в процессуальной модели удивления В. Мейера, которая является конкретизацией общей схемы перцептивного цикла У. Найссера [3, с. 50-51].
Интересны идеи П. Степичева, современного педагога, который рассуждает о «педагогике удивления». В рамках нее он, например, выделяет несколько источников удивления, один из которых — «удивление собственными силами» [4, с. 36].
Многие исследователи говорят примерно одно и то же: удивление — результат неожиданного события. Это ответ на противоречивость, даже парадоксальность ситуации. И разработанные модели удивления (Вайнера и Мейера) основаны на этом же постулате: удивление начинается там, где происходит рассогласование новой информации со старыми когнитивными и эмоциональными схемами и ожиданиями. Также отмечались противоречивость, двойственность удивления самого по себе [5, с. 16].
Новизна данной работы заключается в следующем: 1) мы опишем модель и раскроем механизм формирования удивления именно в контексте целенаправленной познавательной активности; 2) раскроем диалектическую природу механизма удивления и процесса познания и обучения в целом; 3) сделаем акцент на приятных переживаниях, сопровождающих познавательную деятельность.
Как известно, диалектика — это философское учение о всеобщей связи и развитии [6, с. 77]. В рамках диалектики выделяется несколько принципов, один из которых — принцип противоречивости. Согласно этому принципу, противоречие — основной источник, движущая сила всякого развития, в том числе процесса познания. Философ и методолог науки К. Поппер говорил, что «напряжение между знанием и незнанием неразрешимо» (он выделил это в качестве принципа научного знания) [7, с. 44].
С моей точки зрения, именно удивление является «триггером», толчком, началом этого «напряжения» или противоречия в познавательной и поисковой активности
Удивление, как было показано ранее, многими исследователями рассматривается как момент, когда старое знание входит в противоречие с новым знанием. И, согласно им, это происходит неожиданно, без сознательного контроля. Я хочу показать, что удивление можно также формировать искусственно.
В психологии широко используются понятия фигуры и фона. Фигура — это объект нашего внимания. Фон — это то, что окружает объект нашего внимания.
Сознание маленького человека активно исследует мир: для него очень много объектов представляют собой фигуру в силу их новизны и необычности. По мере взросления, по мере усвоения знаний, опыта, шаблонов поведения и мышления количество фигур уменьшается, а площадь «серого» фона увеличивается. Причем это совсем не означает, что человек действительно мир изучил и понял: просто cоздается иллюзия, что мир изучен, объекты становятся «привычными», но не изученными, а это большая разница. В связи с этим стоит привести высказывание богослова и педагога Абеляра: "Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти нечто новое" [8, с. 47]. Это было сказано (на секундочку) в 12 веке! Таким образом, следует отбросить высокомерную мысль, что мы все (или почти все) знаем. Мир таит еще очень много тайн и загадок.
Дихотомические отношения «фигура — фон» - это диалектические отношения противоречия и противоположности. Согласно диалектике, чтобы запустить развитие (познание) необходимо обнаружить и усилить эти противоречия.
Для искусственного формирования удивления необходимо внимание, то есть волевое усилие. Волевое усилие по выделению фигуры из фона является первым шагом в познавательной деятельности. Причем данное волевое усилие можно прилагать по отношению к любому объекту или явлению: будь то листок на дереве или целая планета.
Концентрированное внимание по отношению к любому объекту способно выявить противоречие (или контраст). Например, если некоторое время разглядывать обычную кружку, то потом можно начать удивляться ее форме, цвету, глубине, структуре, дужке и тому подобное. Может возникнуть интерес.
В контексте данной работы дадим следующие пояснения. Удивление рассматривается как эмоция положительная. Удивление — это приятное переживание неожиданного (непонятного, нелогичного), которое побуждает к дальнейшему исследованию и познанию этого неожиданного. Удивление — произвольная эмоция, возникающая бессознательно. Интерес — это искусственно созданное удивление, искусственно созданное впечатление при волевом усилии. Конечно, тема эмоций сама по себе очень сложная, а удивление и интерес — разные явления. Удивление — более яркое и мимолетное переживание (эмоция). Интерес — более устойчивое, но не такое интенсивное (состояние). Также можно сказать, что интерес — является «послевкусием» удивления.
Удивление, интерес возникают как ответ на ощущение контраста (противоречия) между не информативным «серым» фоном и фигурой, которая привлекает внимание. Если удивление (интерес) является началом напряжения и противоречия в познавательной деятельности, то внимание является «триггером» для самого удивления (интереса).
Следующим этапом развития после обнаружения противоречия, согласно диалектике, является разрешение противоречия. В контексте познавательной, поисковой деятельности — это решение задачи, поиск ответа. Разрешение противоречия — это творческий процесс. Найти ответ на вопрос можно с помощью творческих методик, например, с помощью метода эвристики.
Процесс поиска ответа может доставлять большое удовольствие. Интерес и удивление (начальный этап поисковой активности) создают поисковое напряжение. Это напряжение постепенно усиливается до тех пор, пока не будет найден ответ. Самостоятельно найденный ответ способен подарить массу положительных эмоций. Происходит то, что называется озарение, инсайт. Период долгого и напряженного поиска ответа завершается катарсисом (мощной разрядкой, высвобождением положительных эмоций).
В этой связи стоит упомянуть легенду про Архимеда. Царь попросил выяснить: сделана ли его корона из чистого золота или же мастер добавил в нее неблагородные металлы. Сложная задача была для ученого. Но он взялся за нее с энтузиазмом. Изначально задача уже вызвала у него интерес, ставший триггером для дальнейших исследований. Задача — это сформулированное противоречие между объектами, которое надо разрешить путем нахождения между ними связи. Архимед какое-то время размышлял над решением задачи. Возможно, интеллектуальное напряжение, захватившее его, стало невыносимым. Поэтому, согласно легенде, он отправился отдохнуть в термы — общественную баню. Он лег в наполненную водой ванну, и тут случилось чудо. Его озарило. При погружении он вдруг обратил внимание на жидкость, которая вылилась за края (фигура). Наверняка ранее он тоже наблюдал этот процесс, но не обращал на него особого внимания (это было фоном). Он понял, что в этом кроется разгадка, он нашел ответ, нашел связь между объектами. По следам решения можно предположить, что Архимед сформулировал как отношения противоречия отношения между объемом, массой, плотностью, связи между которыми он искал и нашел!
Причем ответ получился очень красивым: простым и элегантным. Он воскликнул: «Эврика» («Я нашел»)! И несомненно он испытывал при этом массу положительных эмоций. Решение сопровождается ощущением удовольствия, особенно если ответ красив. И формула Архимеда получилась очень красивой. Одним из принципов истинности научной теории является ее красота (то есть простота, лаконичность), поэтому ученые при решении задач стараются найти самый простой ответ («сущности не следует умножать сверх необходимости» — принцип Оккама) [9, с. 130]. Уверен, что именно такое ощущение красоты найденного решения сопровождало Архимеда до конца его жизни. И это касалось не только задачи с короной, но и многих других, за которые брался ученый. Это ощущение относится даже не столько к самому решению, а к осознанию того, что найдено очередное доказательство, что мир устроен очень логично, что все взаимосвязано и при должном поиске можно найти связь между разными явлениями, как например, между объемом воды и плотностью металла. Понимание красоты мира, заключающейся в единстве, цельности, логичности и гармонии, может дарить массу приятных переживаний. Люди, которые каждый день занимаются исследованием и познанием мира и находят доказательства его красоты, - самые счастливые.
Известно, что при решении задач, достижении целей выделяется гормон удовольствия — дофамин. Он отвечает за мотивацию при решении задач. Можно представить, какой огромный выброс этого гормона был у Архимеда, когда он решил задачу. Я думаю, мы все можем вспомнить эпизоды из нашей жизни, когда мы испытывали что-то подобное.
Познание мира (как ответ на удивление и интерес) может быть источником неиссякаемых приятных переживаний, а также конструктивной идеологией, преображающей мир и человека через познание и творчество. Причем эта философия может стать актуальной не только для подрастающего поколения, но и для взрослого населения, которое прозябает в иллюзии, что «будто нельзя уже найти нечто новое». Задача педагога состоит в том, чтобы побуждать учеников развивать навыки удивляться и интересоваться, искать и усиливать противоречия между своими старыми и новыми знаниями о мире, искать ответы и потом создавать единую картину путем разрешения противоречия и наслаждаться красотой вновь созданного и понятого мира.
Итак, познавательная, поисковая деятельность функционирует по принципам диалектики.
Можно выделить следующие этапы познавательной деятельности:
1) внимание (волевое усилие) — постепенное нарастание напряжения;
2) обнаружение противоречия (противоположности, парадокса) — эмоция удивления;
3) усиление противоречия — состояние интереса;
4) поиск ответа с помощью методов научного познания и методов творческого решения;
5) озарение — начало разрешения противоречия — переход от напряжения к расслаблению (катарсис) - сближение противоположностей и уменьшение противоречия;
6) формализованный ответ — момент окончательного разрешения противоречия. Проиллюстрировать этот механизм поможет рис 1.
Рис. 1. Этапы познавательной деятельности
Наша способность познавать, постигать мир дает нам не только возможность удивляться тайнам бытия и получать удовольствие от решения загадок и тайн. Но наша способность к обучению сама по себе — очень большая загадка, которая будет интересовать умы исследователей разных наук и областей: биологии, нейропсихологии, физики, математики, программирования и пр. Она сама является тайной, загадкой, которая также будет давать миллионы поводов для удивления.
В данной работе был схематично описан механизм познавательной деятельности, построенный на принципах диалектики, в котором удивление (интерес) играет существенную (возможно, главную) роль. Идеи, высказанные в данной работе, ни в коем случае не претендуют на статус истины в последней инстанции. Это всего лишь попытка дать упрощенное понимание процесса познания и обозначить в нем роль удивления.
Данная работа преследует скорее этические и аксиологические цели. Я хотел показать, что человек - это удивительный феномен вселенной, который способен познавать мир и самого себя. Человек — это в первую очередь исследователь и творец. Стремление к познанию заложены в нем самой природой. И познавательная активность как ничто другое обеспечивает человеку реализацию его потенциала, удовлетворение и счастье в жизни.
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - Спб: "Питер", 2009. 448 с.
2. Коробкова, Е.Н. Удивление как возможность формирования культурного опыта личности // Школьные технологии. 2014. № 6. С. 40-48.
3. Кутковой, Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования // Национальный психологический журнал. №3(11)/2013, 47–53.
4. Степичев, П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání . - 2015. - № 4 . С. 35 — 38.
5. Балдынова, А.А. Модель становления и развития удивления // Вестник Бурятского государственного университета. 11/2012. С. 16 -21.
6. Куликова О.Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая характеристика методов научного познания: Учеб.-метод. пособие /ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина». – Иваново, 2008. – 90 с.
7. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 514 с.
8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 432 с.
9. Эпштейн, М.Н. Бритва Оккама и аксиоматика человеческого опыта. Проблема сокращения/умножения сущностей в современном контексте // Философский полилог. 2020. Выпуск 2(8). с. 129 — 142.
Автор: Семенов Григорий Григорьевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru