Найти в Дзене

В ГОСТЯХ У ЩЕДРЫХ НА ТАЛАНТ СИБИРЯКОВ…

… Побывали зрители программы, которую показал в Кремлёвском Дворце Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко, - уникальный коллектив, радующий своим искусством зрителей всего мира вот уже почти восемь десятилетий. Выступление красноярцев - это всегда виртуозная техника, впечатляющий артистизм, неповторимый сибирский фольклор, а ещё - мощный заряд позитивной энергии, которой исполнители неизменно одаривают зрителей.

Хореографическая сюита «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Каждая постановка ансамбля - по сути, мини-спектакль, часто, сюжетный, и обязательно с убедительной психологической прорисовкой характеров. Это прослеживается даже в таких лаконичных номерах, как хореографическая зарисовка «У колодца», не говоря уже о «Енисейской ярмарке» - масштабном хореографическом полотне, состоящем из множества мизансцен, как лирико-романтических, так и шутливых, полных задора и искрометного юмора.

-2
Хоровод «У колодца». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хоровод «У колодца». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
-4
-5
-6
-7
-8
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Или взять, к примеру, композицию «Зацвела сирень-черёмуха». Два кавалера пытаются привлечь внимание одной и той же девушки. Поначалу удача явно благоволит более видному и уверенному в себе юноше. Героиня симпатизирует ему, отвергая незадачливого соперника. Вроде бы всё очевидно, вот только неожиданно оказывается, что по-настоящему дорога она именно второму пареньку, он верен своему чувству и готов добиваться избранницы, тогда как первый всего лишь рисуется и играет в любовь. Изобретательная хореографически миниатюра очень тонко выстроена с точки зрения проработки характеров действующих лиц, каждый шаг артистов мотивирован и понятен зрителю, ну а ироничная подоплёка танца делает номер весёлым и запоминающимся.

-10
-11
-12
Хореографическая миниатюра «Зацвела сирень-черёмуха». Хореография Аркадия Кондакова, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая миниатюра «Зацвела сирень-черёмуха». Хореография Аркадия Кондакова, музыка Владимира Корнева.

Даже в темпераментном казачьем плясе «Красный Яр», главной целью которого, казалось бы, является демонстрация определённых фольклорных традиций и технических возможностей исполнителей, каждый из танцоров - яркая личность со своим характером, и весь номер строится на нюансах взаимодействия участников композиции, которое разворачивается в соответствии с неким внутренним, скрытым «сценарным планом». В итоге композиция становится по-настоящему захватывающей и многоплановой.

-14
-15
-16
-17
Казачий пляс «Красный Яр». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Казачий пляс «Красный Яр». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Создатель и на протяжении многих лет бессменный руководитель коллектива, народный артист СССР Михаил Семёнович Годенко (1919-1991) рассказывал о главном в творчестве ансамбля так:

«Что мы хотим показать в наших танцах? Людей Сибири. Вы знаете, это особенные, удивительные люди. Живут и работают в суровых условиях, но попробуйте заставить их уехать куда-нибудь на юг. Они преданы своему краю, им присуще чувство ответственности и гордости за свои города и поселки, они настоящие хозяева этой земли, мужественные, щедрые, искренние. И вот об этих сильных и скромных людях наши композиции».

И, прежде всего, это, конечно же, открывшая вечер постановка «Сибирь моя». Сменяющие друг друга пластически завершённые эпизоды - невероятно выразительные и завораживающие своей красотой -воспроизводят, по сути, квинтэссенцию лучших черт сибирского характера, становясь своего рода символическим посвящением тем, для кого эта земля стала родным домом. Сила, скромность, доброта, радушие, мужество и, конечно же, отличное чувство юмора - всё это раскрывается в танце артистов, то лиричном, то стремительном, то шуточном, то горделиво-величавом…

-19
Хореографическая сюита «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Напомним, история Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири началась в 1946 году - именно тогда был создан Красноярский хор народной песни, впоследствии преобразованный сначала в ансамбль песни и танца, а затем - в ансамбль танца народов Сибири. Михаил Семёнович Годенко возглавил его в 1963-м, и с этого момента, по сути, началась новая история коллектива, о котором узнал весь мир.

Михаил Годенко тщательно подходил не только к хореографии как таковой, но и к музыкальной составляющей композиций, и, разумеется, к их оформлению. Сценические костюмы, которые для артистов ансамбля создавали и создают лучшие театральные художники страны, сами по себе тоже являются произведениями искусства. Причём цветовая гамма каждый раз подбирается таким образом, чтобы передать ощущение от уникального природного мира Сибири: заснеженные просторы, голубые реки, бескрайняя зелёная тайга, яркое щедрое солнце - во время концертов зрители словно совершают путешествие в удивительный край, и эти впечатления по-настоящему незабываемы.

Сцена из хореографической сюиты «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Сцена из хореографической сюиты «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
-22
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
-24
Лирический танец «Утушки». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Лирический танец «Утушки». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Перед началом концерта в Государственном Кремлёвском Дворце с журналистами пообщалась главный балетмейстер коллектива Лидия Дзьобак, народная артистка РСФСР, одна из легендарных звёзд ансамбля, чей танец и, в частности, фантастическое исполнение фирменного трюка «юла» до сих пор помнят многие. На вопрос о том, как удаётся органично совмещать в репертуаре уже ставшие классикой постановки Михаила Семёновича Годенко и новую современную хореографию, Лидия Дмитриевна ответила так:

«У нас, безусловно, есть свои традиции, которые мы храним. О нашем коллективе многие балетмейстеры говорят, что мы - кузница виртуозности, трюков, и вот это всё мы, конечно же, стараемся сохранить в нашем коллективе. И передаем молодым артистам. И стараемся поддерживать все то наследие, которое Михаил Семёнович нам оставил. Но и в то же время работаем над пластикой, приглашаем новых балетмейстеров. А они уже задают немножко другой, свой, новый тон. Вот сегодня мы, например, покажем два новых номера интересных, национальных, - это долганский танец «Музыка ледяной степи» и хакасский танец «День большого солнца». Их поставил балетмейстер Ернур Карыкбол. То есть у нас вот такое сочетание нашего золотого фонда, современных номеров, национальных номеров, и это вызывает большой интерес у зрителей. И мы надеемся, что сегодня москвичи будут нас тепло и радушно принимать».

Участвующих в этой встрече ведущих артистов Ансамбля Игоря Резчикова и Софью Васенёву спрашивали о том, чем интересен сегодня молодым перспективным исполнителям народный танец и не было ли у них желания попробовать свои силы в других жанрах. На вторую часть вопроса ребята дружно ответили «Нет!». Что же касается того, почему им нравится работать именно в Ансамбле танца Сибири, Софья Васенёва сказала:

«Душевность, массовость, масштабность нашего ансамбля, определённая энергетика, это все заряжает. У нас все ребята очень дружные, очень сплочённые».

«Душа лежит», - согласился Игорь Резчиков. И добавил:«Да энергетика очень чувствуется и читается абсолютно от каждого артиста. А ещё, когда выступаешь на сцене, очень большую энергетику ощущаешь от зрительного зала. То есть от каждого зрителя ты получаешь столько эмоций! И ты наслаждаешься этим и заряжаешься на длительное время. И это очень здорово, это бесценно, когда зритель, глядя на сцену, испытывает восторг».

Что ж, гости этого вечера действительно были в восторге от происходящего на сцене, и действительно эмоции переполняли всех находившихся в Большом зале ГКД - по обе стороны рампы. Артисты выступали настолько вдохновенно, что буквально накрывали зал мощной волной позитива, публика же, в свою очередь, изо всех сил старалась донести до танцоров своё восхищение и любовь. Аплодисменты практически не смолкали по ходу программы.

Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Лирический танец «Утушки». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Лирический танец «Утушки». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
«Танец с ложками и берестой». Хореография Михаила Годенко, музыка народная, в обработке Александра Вагнера.
«Танец с ложками и берестой». Хореография Михаила Годенко, музыка народная, в обработке Александра Вагнера.

Что касается премьерных композиций «Музыка ледяной степи» (долганский танец) и «День большого солнца» (хакасский танец), поставленных Ернуром Карыкболом, то в основе каждого из этих впечатляющих и технически сложных номеров - танцевальный фольклор долганов (коренное население Таймыра) и хакассов (коренной народ Хакасии, более всего распространённый в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины). Этнические ритмы, использованные композитором Олжасом Курманбеком, масштабные массовые сцены, выразительные дуэты и опять-таки великолепные костюмы, несомненно, впечатлили зрительскую аудиторию, расширив представление гостей о некоторых из этнических сибирских традиций.

-29
-30
«Музыка ледяной степи». Долганский танец. Хореография Ернура Карыкбола, музыка Олжаса Курманбека.
«Музыка ледяной степи». Долганский танец. Хореография Ернура Карыкбола, музыка Олжаса Курманбека.
-32
-33
-34
-35
«День большого солнца». Хакасский танец. Хореография Ернура Карыкбола, музыка Олжаса Курманбека.
«День большого солнца». Хакасский танец. Хореография Ернура Карыкбола, музыка Олжаса Курманбека.

И ещё немного о замечательных шутливых композициях. Хореографическая картинка «На скамейке», шуточный танец «На птичьем дворе», «Танец с ложками и берестой», хореографическая сюита «Вдоль по улице» доставили массу удовольствия зрителям.

-37
Хореографическая картинка «На скамейке». Хореография Аркадия Кондакова, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая картинка «На скамейке». Хореография Аркадия Кондакова, музыка Владимира Корнева.
-39
-40
Хореографическая сюита «Вдоль по улице». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Вдоль по улице». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Каждый раз, когда смотрю поставленный Михаилом Семёновичем Годенко шуточный танец «На птичьем дворе», поражаюсь, как балетмейстеру удалось с такой точностью воспроизвести в пластике повадки пернатых, создав при этом потрясающе изобретательную в плане танцевальной лексики и по-настоящему острохарактерную композицию. И как же это оглушительно весело!

-42
Шуточный танец «На птичьем дворе». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Шуточный танец «На птичьем дворе». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Ну а «Танец с ложками и берестой» вообще требует от исполнителей особого мастерства, ведь этому озорному трио (ещё один классический сюжет, героями которого становятся два претендента на внимание симпатичной девушки) нужно не только классно танцевать, но и одновременно играть на ложках, а ещё – общаться с помощью художественного свиста. И у солистов Ансамбля танца Сибири это отлично получается!

-44
-45
-46
«Танец с ложками и берестой». Хореография Михаила Годенко, музыка народная, в обработке Александра Вагнера.
«Танец с ложками и берестой». Хореография Михаила Годенко, музыка народная, в обработке Александра Вагнера.

Время пролетело незаметно. И когда закончилось второе отделение концерта, зрители устроили красноярцам настоящую овацию - такую, что артисты просто не смогли не исполнить на бис финал завершавшей вечер постановки «Вдоль по улице».

До новых встреч, Красноярский ансамбль танца Сибири! И пусть они случаются чаще!

Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Руслан Максимов (предоставлены пресс-службой Красноярской краевой филармонии) и Екатерина Лола.

Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.
Хореографическая сюита «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.