Найти тему
Порцелиновый фан

Посуда императорских яхт. "Штандарт".

Ставшая любимой яхтой императора Николая II - яхта "Штандарт" - строилась на датской верфи "Burmeister & Wain" в Копенгагене в 1893-1896 гг. При закладке судна присутствовали император Александр III и императрица Мария Фёдоровна. Первый поход яхта "Штандарт" совершила в сентябре 1896-го года, когда, не пройдя полностью ходовых испытаний, приняв на борт нового императора Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, в сопровождении яхты "Полярная звезда" отправилась в Англию.

Яхта имела длину 128,0 м, ширину 15,8 м, проектную скорость 22 узла, экипаж 373 человека. Клиперштевень украшала золочёная фигура двуглавого орла.

У яхты богатая история: да, она служила для императорской четы летним прогулочным судном, на котором венценосное семейство ходило по финским шхерам, то тут, то там устраивая пикники, но на ней также принимались делегации зарубежных стран, монархи и президенты, на её борту велись переговоры на высшем уровне и подписывались важные договоры и соглашения.

Соответствующей статусу была и внутренняя отделка судна...

Вернёмся к основной теме. Как и на чём ели? Давайте взглянем, благо придворный фотограф сохранил негативы... Вот так изволили кушать дамы и господа из числа зарубежных гостей и лиц, приближённых к императору...

А вот так потребляли пищу матросы команды яхты...

В тесноте, да не в обиде! Зато питались вовремя, и еда всегда была отменного качества - поскольку первую пробу снимал сам государь-император. Ложки, понятно, были оловянные - никто матросам серебряных ложек в пользование давать не будет. А вот с чего ели? Какая была посуда для нижних чинов? Не могу разобрать. Вопрос один: миски тоже были оловянные, или присутствовал и фаянс (хотя бы)? На эти вопросы у меня ответов нет. Фото взято из свободного доступа в интернете.
В тесноте, да не в обиде! Зато питались вовремя, и еда всегда была отменного качества - поскольку первую пробу снимал сам государь-император. Ложки, понятно, были оловянные - никто матросам серебряных ложек в пользование давать не будет. А вот с чего ели? Какая была посуда для нижних чинов? Не могу разобрать. Вопрос один: миски тоже были оловянные, или присутствовал и фаянс (хотя бы)? На эти вопросы у меня ответов нет. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Основным отличием предметов сервизов для яхт от их сухопутных "товарищей" является требование дополнительной устойчивости - чтобы предметы не опрокидывались при качке судна. Валкости на корабле не место!

Для придания посуде дополнительной устойчивости при сильной качке судна на стол устанавливали т.н. "скрипки" - дополнительные столешницы с углублениями, подогнанными под предметы посуды. Поставленная в углубления посуда уже точно не опрокидывалась и не скользила по столу.

Летом императорское семейство с приближёнными часто выходили на яхте в район финских шхер. Там сходили на берег, гуляли, собирали ягоды и грибы, и устраивали пикники на природе.

Как писал в своих воспоминаниях бывший офицер яхты Николай Саблин, после Февральской революции 1917-го года "…«Штандартом» командовали разные морские прапорщики, отбросы торгового флота, призванные по мобилизации, а когда судно совершенно разломалось и было окончательно разграблено, на нём находился постоянный, несменный караул из каких-то бандитов и разбойников, и начальник этого сброда считался красным командиром".

Николай II и Николай Саблин на лодочной прогулке у Финских шхер. 1907. РГАВМФ.  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Николай II и Николай Саблин на лодочной прогулке у Финских шхер. 1907. РГАВМФ. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Летом 1917-го года сильно пострадавший в отделке "Штандарт", переименованный в "18 марта" (первый день Парижской коммуны) ушёл в Гельсингфорс. В феврале-мае 1918-го года яхта участвовала в легендарном "Ледовом походе" Балтийского флота. Походе настолько же героическом и спасительным для всего Балтийского флота, насколько и трагичным для судьбы командующего этим походом А.М. Щастного.

В начале 1930-х годов руководство Красного Флота решило переделать законсервированную в военной гавани Крондштадта бывшую императорскую яхту в минный заградитель. Что и было исполнено к 1936-му году. Корабль получил новые двигатели, устройства для постановки 320 мин, четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки, два спаренных пулемета, и новое название: "Марти". В 1941-м году неоднократно участвовал в постановке противокорабельных мин, неоднократно был атакован вражеской авиацией (но каждый раз отбивался). В октябре 1941-го года вывез более 2000 защитников военной базы, расположенной на полуострове Ханко. В 1942-м году одним из первых на Балтийском флоте удостоился звания Гвардейский.

После окончания ВОВ корабль снова переименовали. В 1948-м году он получил имя "Ока" - по названию известной русской реки. Затем "Оку" переоборудовали в плавказарму. Интересно, что бывшую императорскую яхту успели заснять киношники, использовав её в качестве основного места действия приключенческого фильма "Мичман Панин" (1960). Последней боевой работой бывшей императорской яхты стало использование судна в качестве плавучей мишени для противокарабельных ракет. Испытания прошли успешно: судно затонуло в Рижском заливе в 1961-м году. Остатки корабля были подняты и пошли на переплавку.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация на Дзене пока просто смешная. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!

Яхты
0