Тело как статус, товар, работа, самоидентификация
Сегодня мы думаем скорее не о том, что может наше тело, а том, как оно выглядит. Мы привыкли оценивать свое тело с позиции того, насколько оно красиво внешне, насколько соответствует заданным сегодня стандартам, что абсолютно не умеем спрашивать, насколько оно справляется со своими истинными задачами: живот смог выносить ребенка, бедра передвигают тело в пространстве, руки меняют мир вокруг и обнимают тех, кого вы любите.
Как написала Сьюзи Орбах в книге «Тела», люди теперь производят тела так же, как вещи. Они всеми силами пытаются доказать, что могут контролировать свои тела, сделать их любыми, а успехи на этом поприще поднимают их социальный статус.
Тело играет словно ту же роль, что одежда, часы или автомобиль престижных марок: становится важно не «как мне удобно», а «какое место в иерархии я займу с их помощью».
Пропаганда массового спорта, реклама косметической продукции и средств ухода за телом, мания здоровья, неслыханный рост использования лекарств и различных медицинских услуг приглашают ухаживать за своим телом-товаром, так как его красота, ухоженность и идеальные пропорции составляют знак престижа.
Тело «выходит из моды» словно одежда из новой коллекции. За последние сто лет идеалами красоты являлись совершенно разные типы фигуры — как будто речь идёт не о теле, а о платье. Тело можно купить, ушить, укоротить и функцию оно выполняет в нашем восприятии тоже «плательную»: оно должно нравиться. Новинки пластической хирургии ставятся в один ряд с одеждой из последней коллекции.
Тело – ваш ежедневный общественный экзамен. Тело должно доказать, что вы упорно и честно трудитесь. Тело, на обнажение которого больше нет табу, но есть своего рода «телесная полиция» — вы должны предоставить отчёт о том, насколько килограмм вы похудели, на сколько ккал в день питаетесь, какое количество ботокса вкалываете. Тело должно доказать, что вы упорно трудитесь и приносите жертвы богу здоровья во имя «святого брокколи».
Сегодня женщина может быть хорошей матерью, талантливым ученым, общественным деятелем, умным врачом или доброй воспитательницей детского сада — но всё это как будто не считается, если она некрасива.
С мерами «телесной полиции» женщины сталкиваются чаще, но и мужчин она не обходит стороной: их рассматривают не как личность, с чувствами, идеями, взглядами, страхами и переживаниями, а как функцию — добытчика, обладателя квартиры, машины, погон, банковского счёта и т.п.
В книге «Иметь или быть» Эрих Фромм иллюстрирует пример отношения мужчины к приобретаемому автомобилю не как к конкретному предмету, дорогому сердцу его обладателя, а как к некому символу статуса владельца, расширяющим границы его власти: автомобиль творит «я» своего обладателя, ибо, приобретая автомобиль, владелец фактически приобретает некую новую частицу своего «я».
Эта же аналогия видится и в отношении к телу. Владелец не просто «покупает» себе тело (через его «тюнинг», оздоравливание, перекраивание), — он в своём представлении приобретает новую личность.
«Покупая» себе определённое тело, мы как бы заявляем обществу: я хороший, правильный, умный и т.д.
Происходит подмена понятий. Достижения на уровне тел приравниваются к достижениям на уровне дел.
Глобально подобное отношение к себе и своему телу распространяется на отношения с другими: к другим мы тоже относимся как к товарам, функциям, не видя за статусом и оболочкой того, что делает нас людьми.
Мой «идеальный партнёр-товар» свидетельствует о моём престиже и между нами-товарами строятся товарные отношения.
В этих отношениях уже нельзя быть уязвимыми, слабыми, человечными. Нужно быть идеальными.
Дорогие читатели, что вы думаете по поводу представления о теле как о товаре? Случалось задумываться об этом?
Источники:
- Сьюзи Орбах. Тела
- Юлия Лапина. Тело, еда, секс и тревога
- Наоми Вульф. Миф о красоте
- Эрих Фромм. Иметь или быть