Что должен уметь человек:
1____ Правильно конфликтовать
2____ Отказывать
3____ Настаивать на своих правах
4____ Выражать своё мнение
5____ Правильно просить
Пограничная патология возникает в результате задержки на стадии "сепарации индивидуации" эти два процесса взаимосвязанные они разворачиваются в ходе психического развития.
Что родители должны дать ребёнку в процессе воспитания на этой стадии:
🔹️ Позитивное подкрепление и отзеркаливание приемлемого хорошего поведения. Это нужно для того чтобы у ребёнка были базовые психические навыки.
🔹️ Навык эмоциональной саморегуляции.
🔹️ Описание эмоций словами.
У нас есть восемь базовых эмоций данных нам природой:
- гнев
- страх
- грусть
- отвращение
- стыд
- интерес
- любовь
- удивление
Эти эмоции несут в себе две функции
Сигнальные — чтобы мы понимали свои потребности чего мы хотим и что нам нужно.
И вторая коммуникативная функция нам нужна для того чтобы понимать, что чувствует другой человек. Когда мы это понимаем, то быстрее находим с ним общий язык.
Пограничники ничего этого не умеют из-за того что в детстве их природную способность проявление спонтанности родители строго присекали.
Полностью запрещали испытывать эмоции, наказывали за их проявление или могли полностью их не замечать.
Ну тут и так логически понятно, что у пограничника родители сами имели пограничное расстройство личности.
Есть три способа выражения эмоций:
- невербальное выражение эмоций,
- вербальное выражение эмоций,
- выражение эмоций в поступках.
При таких способах общения человек:
- хочет что-то получить,
- сохранить и поддержать хорошие отношения,
- сохранить самоуважение.
Отношения с человеком, у которого есть пограничное расстройство личности довольно сложные.
Во-первых ожидания пограничника когда он уходит из своей семьи будут такие — он станет искать людей, которые будут выполнять те функции, которым его не научили (люди воспринимаются как функции)
и ещё это постоянные качели :
- "Я тебя так люблю"
- "Это ты виновата всё из-за тебя"
- "Я тебя ненавижу"
- "Вернись ко мне милая"
- "Уйди из моей жизни"
- "Не бросай меня, я умру без тебя" и т.д
Прошлый опыт пограничника очень скудный и печальный, родители не сделали то, что должны были и теперь пока эти потребности не будут удовлетворены человек не сможет продвинуться дальше этой стадии задержки развития.
Он себя воспринимает человеком без индивидуальности и хочет чтобы ему хоть кто-нибудь помог.
Но пограничника нельзя удовлетворять, а тем более отказывать в потребностях, если вы не хотите стать его функцией, он будет испытывать гнев и враждебность, а ещё они импульсивны.
Это замкнутый круг получается, стоит один раз ему помочь — он увидит что вы сможете выполнять эту функцию на постоянной основе.
Его нужно научить этим функциям и проявлению эмоций чтобы он мог составить адекватное представление о себе как о индивидуальной самостоятельной личности.