Если верить данным Росстата, в современном времени от 4% (в городах) до 31% (в деревнях) населения России не имеет «цивилизованного» туалета в доме, а пользуется «нужником» с выгребной ямой. В Российской империи «домашний» сортир могли позволить себе лишь высшие сословия, у простых же советских людей подобные удобства стали появляться лишь во времена правления Хрущёва.
Туалеты в царской России
В деревнях классический деревянный нужник с дыркой, ведущей в выгребную яму, был у каждой семьи. Его размещали на достаточном удалении от дома, ведь пространство позволяло. У некоторых богачей, в каменных домах, существовали туалетные комнаты, нечистоты из которых убирала прислуга.
В городах долгое время отходы жизнедеятельности выливали из окон прямо на улицу. Они текли даже по центру Москвы и Петербурга, стекали в реки и рвы. После половодья нечистоты растекались по огромным территориям, распространяя зловоние. Сточные канавы были далеко не везде, и их явно не хватало для отвода всего «лишнего». Позднее для сброса отходов стали копать специальные ямы, но они быстро заполнялись, потому рядом копались другие. Услуги золотаря или ассенизатора тогда спросом не пользовались, так как эти специалисты брали очень высокую плату: за тяжёлую и грязную ручную работу им буквально платили золотом.
Если верить историкам, первый в истории России ватерклозет (туалет с проточно-промывочной канализацией) появился в Летнем дворце Петербурга в 1710 году, а второй — в петергофском Монплезире. Если говорить о частных домовладениях, то первым, кто обзавелся собственным ватерклозетом, был ближайший друг и соратник Петра I – князь Александр Данилович Меншиков.
Нечистоты на улицах и эпидемия
9 апреля 1699 года Петр Первый издал указ, предусматривающий наказание за выбрасывание человеческих и животных нечистот и вообще любого мусора на улицы городов. Только санитарное состояние Москвы практически не изменилось: в ней было так же грязно, как и в европейских городах.
Естественно, из-за антисанитарии регулярно происходили эпидемии. Например, в 1771 году эпидемия чумы уничтожила более 1/3 населения Москвы. Во время эпидемии верующие собирались и массово молились, что способствовало распространению заразы. Архиепископ Амвросий, чтобы защитить ещё здоровых граждан от заражения чумой, запретил собираться толпами и устраивать крёстные ходы, но малограмотный люд не оценил заботы: Амвросий был растерзан толпой.
«Вонючие потоки» описывались историками и в 1871 году. В середине XIX века публичные деревянные туалеты для горожан только начали строить. Те же граждане, которые имели собственный сортир во дворе, в соответствии с распоряжением правительства, обязаны были пускать в него всех желающих. Это решение позволило сделать города немного чище. К 1890-м годам в общественных местах появились и каменные нужники, рассчитанные на массовое посещение всеми желающими, называемые «общественные ретирады».
К началу XX века в Москве и Петербурге началось строительство настоящей городской канализации, но до «личных» туалетах в квартирах и домах граждан было ещё далеко. Долгое время отходы не подвергались очистке, а отводились из канализации в неизменённом виде прямо в ближайшие реки. Клозеты с автоматическим смывом тогда были лишь в 11 городах Российской империи. В Москве уже строились и платные туалеты, в которых были отдельные входы для женщин и мужчин, освещение, отопление, даже предоставлялось мыло и полотенце.
Проблема туалетов в СССР
Советская власть активно, но не слишком быстро стала решать проблему туалетов. Основная часть Ленинграда и Москвы имела канализацию уже к 1930-м годам, в других крупных городах также были начаты подобные работы. Только вот вместить хоть какой-то «ватерклозет» (туалет с водным смывом) в дома, построенные задолго до революции, оказалось проблематично. Новые же строения проектировались с расчётом минимальных «санитарных удобств».
С 1917 по 1939 год народ массово стал переезжать из деревень в города. Новым рабочим требовалась крыша над головой, а построить большое количество жилья за короткий срок было невозможно. Поэтому многие кирпичные общественные туалеты переоборудовали под жилые бараки, порой вообще не имеющие удобств. Деревянные клозеты большей частью разобрали на дрова. Большие многокомнатные квартиры подверглись «уплотнению»: теперь одним туалетом могли пользоваться до десятка семей, что было крайне неудобно. Примечательно, что уже тогда каждая семья имела собственное сидение для унитаза, которое хранилось отдельно от других.
Но советским властям, чтобы содержать город в чистоте, всё-таки пришлось вплотную заняться общественными туалетами. Говорят, в 1930-х годах причиной этому стали множественные парады с участием большого количества военнослужащих, которые справляли нужду в подъездах и прямо на улицах.
В годы правления Иосифа Сталина дома с раздельными ванной и туалетом могли себе позволить лишь немногие номенклатурные работники. Для простых рабочих строились здания, в которых из удобств был лишь унитаз и умывальник.
Прогресс в строительстве туалетов надолго прервала Вторая мировая. Во время войны и первые годы после неё у государства просто не было ресурсов и рабочих рук для обустройства уборных.
«Хрущёвки» и санузел
Во время правления Никиты Хрущёва, с 1956 года, впервые серийно начали строиться дома, в которых сразу предполагалось наличие полноценного санузла. Возможность массового строительства жилья с туалетом и ванной появилась по причине того, что «хрущёвки» проектировались без каких-либо излишеств. В большинстве таких домов санузел был совмещённым и достаточно тесным, что породило шутки, типа: «Хрущёв объединил туалет с ванной, а пол с потолком ― не успел».
Известно, что однажды в Приморье специально строили туалет к визиту Хрущёва. Во Владивостоке, полуострове Де-Фриза, куда первый секретарь президиума должен был прибыть, тогда был лишь «десятиочковый клозет на свежем воздухе». Это не понравилось организаторам встречи, потому за неделю на самом живописном участке пионерского лагеря был возведён двухместный сортир с освещением и полноценным унитазом, смыв в котором осуществлялся водой, поступающей из резервуара. Дорожка к туалету была выложена морской галькой. История умалчивает, смог ли Хрущёв оценить по достоинству столь масштабное строительство, в котором было задействовано почти два десятка человек.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей ниже: