НИИХП с момента своего основания вел практическую работу с предприятиями художественной промышленности. Мастеров предприятий включали в состав экспедиций, что помогало им профессионально развиваться, понимать стратегические задачи развития художественного производства конкретного региона. Регулярной практикой были творческие семинары с мастерами промыслов, которые проводились как на местах, так и в Москве. Их обучали оригинальным приемам создания и декорирования изделий, свойственным тому или иному промыслу (вводили в канон), знакомили с историей и культурой центра, его художественным наследием.
Особой частью работы Института была разработка направляющих коллекций – создание художниками лабораторий образцов для промыслов, формирование и актуализация стилистики предприятий. В основе этой работы были серьезная научные изыскания. Сотрудники Института изучали историю и традиции конкретного промысла, локальных центров и целых регионов. Когда разработанные образцы внедрялись в производство, они переосмысливались мастерами предприятий и корректировались. Так складывался процесс сотворчества.
Одновременно с разработкой образцов специалисты Института составляли методические пособия для предприятий в виде альбомов фотоиллюстраций, таблиц с зарисовками предметов традиционного искусства, зашивок – образов технических приемов и композиционных решений, выполненных в материале. Эти пособия входили в методические фонды предприятий, применялись в работе по сохранению и развитию стиля конкретного центра.
В послевоенные годы в Институте была создана экспериментально-производственная мастерская. В ее задачи входило изготовление проектов изделий в материале по образцам лабораторий, осуществление малотиражного выпуска экспериментальных разработок. В 1974 году для повышения качества разработок НИИХП, их первой апробации, было создано экспериментальное производство – Тарусский экспериментальный завод, в структуре которого были представлены все направления деятельности Института.
Методика НИИХП – разработка направляющих коллекций – неоднократно подвергалась критике, Институт обвиняли в «навязывании» образцов предприятиям художественных промыслов. Однако внедрение разработок в ассортимент предприятий происходило в тех случаях, когда у самих предприятий по каким-то причинам не хватало творческих сил для обновления ассортимента. Выезжая на предприятия, художники НИИХП не только апробировали свои образцы в производственных условиях, обучали исполнителей приемам декорирования, но и стремились донести до мастеров суть предлагаемого художественного решения, заинтересовать работой, чтобы на основе этих образцов местные мастера создавали свои разработки.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.
#фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0