Найти в Дзене
Белкины орешки

Пуховый платок, или старинное ремесло

Мне кажется, что я родилась в пуховом платке.

В моей семье их вязали все: мама, бабушка и её сёстры, прабабушка. Прапрабабушку я не застала, умерла она рано и две её дочери –старшая в четыре, а младшая в два года –остались сиротами, но я почему-то уверена, что прапрабабушка Ирина тоже вязала пуховые платки.

А и как не вязать, если живём мы в Оренбуржье. Сейчас молодые девушки мало кто владеет этим ремеслом, а раньше –это была основная статья дохода в семьях. Бизнес. Хотя какой уж тут бизнес? В колхозах вместо заработной платы были трудодни: палочки в тетрадках, ими отмечали количество дней, в течение которых колхозники трудились сообща в полях, на фермах.

Денег им не выдавали. На трудодни полагались крупа, мука, зерно…А нужно одевать и обувать детей. Женщины были вынуждены вязать пуховые платки, продавать их на рынках и одевать всю семью. Иногда платки меняли на вещи –чаще это была одежда, обувь, посуда, утварь.

Есть два вида оренбургских платков. Первый – «толстые», зимние –для холодов: укутаться, согреться. Козий пух в платках очень лечебный: заболевшая поясница, больное горло, застуженные почки, женские болезни –обвяжись платком и ложись спать. К утру, смотришь, уже полегчало.

-2

Зимними вечерами вся семья усаживалась за работу. Мальчишки выбирали пух –вытаскивали вручную волос, чтобы платок был мягче, не кололся, чесали на дралках. Девчата красили пух, пряли, вязали каёмки –ажурный край платка и серёдки –плотная середина без узора. Затем привязывали каёмки к серёдке ажурной обвязкой. У каждой мастерицы был свой любимый узор, иногда сложный, чаще простой. Вот такое разделение труда в ремесле.

А второй вид платков – «паутинка». Это те тонкие платки, что сквозь кольцо легко пролазят. Паутинки –полностью ажурные: шарфики, палантины –прямоугольные платки, квадратные, двуцветные, однотонные –для праздников! Редко кто в деревне носил их по будням, если только очень состоятельные люди, да жёны начальников. Зато теперь они доступны любому человеку.

-3

Размеры платков и паутинок –разный: от метра до трёх, крайне редко четырёх. Такие большие платки вязали и вяжут исключительно для конкурсов мастериц или под заказ –в качестве подарка важным персонам.

В моей семье вязали обычные плотные платки, чаще разных оттенков серого цвета, очень редко –белого. Посему редко? За платком довольно сложно ухаживать: расчёсывать, перетряхивать, вывешивать в метель на верёвку, летом хранить в стеклянных банках, чтобы уберечь от моли. Стирать плотные платки нельзя, а вот тонкие изредка стирают, но после стирки нужно обязательно натягивать на пяльцы, чтобы пух в изделии не свалялся и платок не уменьшился в размерах, а был таким же, как его связали.

Прабабушка моя и бабушка вязали всю жизнь, пока видели глаза, а руки держали иголки. Пальцы их искривлены от многолетнего труда с иглами, вязали – не в удовольствие, а чтоб выжить и прокормить семью! Это был поток: не успели закончить один платок, а пух уже обрабатывается на другой, красится на третий, прядётся на четвёртый…

Так же, как ребёнок учится ходить, говорить, глядя на окружающих его людей, так и мы, дети, ежедневно видели, как вяжутся платки –специально учить ничего не надо, разве что навык отрабатывать.

Трудней всего прясть. Постоянно это веретено из рук вылетает, острый верхний его край обязательно несколько раз за день уколет пальцы.

Нудней всего –вытаскивать волос из пуха: очень медленный, долгий процесс, руки и спина немеют, глаза устают.

Интересней всего вязать, особенно разбираться со сложными узорами в каёмках. А вот середину платка можно вязать с закрытыми глазами, на ощупь. Пальцы привыкают и чувствуют. Моя бабушка ухитрялась идти по улице к соседке, а по пути вязать, и не только серёдку, но и кайму. Каёмки бабуля называла коймы, впрочем, люди её поколения все так их называли.

Словом, я научилась обрабатывать и вязать платки годам к восьми-девяти, могу выполнить любую операцию, но вязать их не люблю. Может, потому, что видела, как горбатились над ними всю жизнь мои мама, бабушка, прабабушка, тётушки, их знакомые, родственники, знакомые знакомых. А может, потому, то больше люблю выдумывать что-то новое, необычное, творить, а вязание платков для меня –рутинное занятие.

Но талант вязания всё-таки мне передался. Не вязать я не могу. Только вот вяжу я платья, пальто, кофточки, салфетки, скатерти.

И всё же… Нет-нет, да и проскочат в моих изделиях узоры предков. А когда вижу пуховые платки, я с ходу могу определить –хорошего качества платок и пух или нет, запрядная или не запрядная нить в изделии, сложный узор или простой..

Мама моя вяжет до сих пор. Многолетняя привычка – в руках должны быть иголки –осталась. Вот и сейчас, пишу эти строки, а поясница обвязана пуховым платком, связанным моей мамой.

Вчера я сеяла в огороде морковь и лук, а ветер был холодный –видно, сквозануло. Заметила только сегодня. Ничего! Замотаюсь платком на ночь –к утру, как рукой снимет! Лечебный, оренбургский пуховый платок, да ещё и мамин!

Вот думаю, не угаснет ли это ремесло в Оренбуржье? Хорошо, что в сёлах стали организовывать кружки по обучению пуховому производству. Веками передавали из рук в руки секреты своего мастерства вязальщицы.

Жаль, если эта традиция прервётся.