Тут вот пишут, что в 1908 г. в Москве случилось самое большое в истории наводнение. Вода поднялась на 2,3 метра по Кремлевской стене от мостовой. 28 апреля 2023 года изрядно пострадал Ростов-на-Дону. И есть жертвы. А в Севастополе природные катаклизмы вызвали небывалый подъем уровня воды и разрушения в 1884 году, о чем и пишет «Петербургский листок»:
Наводнения в Севастополе
Корреспонденты газет передают подробности о наводнении в Севастополе. Так, газете «Днепр» пишут: «Страшную картину разрушения представляет собой в настоящее время «артиллерийская слободка в Севастополе, подвергнувшаяся наводнению 11 июля. Многие сады старой и новой посадки пострадали до такой степени, что от них во многих местах не осталось и садов: деревья вырваны с корнем и унесены в море. Прежде всех и больше всех пострадал сад купца Кефели, и, как говорят, в то же время сад его предупредил в этом случае много других несчастий, удерживая вначале разрушительную силу напора воды на город.
Ливень начался 11 числа с раннего утра и продолжался до половины одиннадцатого часа дня, затем несколько утих; но с 11 часа ливень вдвое усилился и, спустя час, вся балка была уже охвачена быстрым потоком воды, бешено бурлившим, уничтожая все, что встречалось на пути. В 2 часа пополудни ливень прекратился, а глубина воды в балке достигла в это время уже более 2-х сажень (Прим. 2,136м).
В городе многие уверяют, что потоп образовался не от ливня, а от упавшего на Куликовом поле (где лагери) смерча. Говорят, он был виден с 8 и до 10 утра, в море, в верстах приблизительно в 10 от города со стороны Одессы, а с 10 часов он стал приближаться к городу, прошел мимо Херсонского монастыря к Куликову полю, где и разлился целым морем воды. Оттуда главным образом будто бы и началась беда. Толки эти пока не удостоверены официально, но подтверждаются лицами, видевшими водяной столб.
Расположенные по балке дома, особенно ветхие, совсем снесены, новые сильно повреждены и некоторые разрушены до основания. В одном из таких домов квартировало семейство Чернацких, состоявшее из мужа, жены, 4-х малолетних детей и старика – отца жены Чернацкого. В минуту наводнения Чернацкого не было дома, а оставалась жена с детьми и старик. Вдруг комнаты мигом наполняются водой, и несчастная мать не знает, кого прежде спасать; она схватила двух малюток на руки, но третий в это время начинает захлебываться водой и тонуть; она бросается спасть третьего, но в это время роняет остальных двух, которые моментально и унесены водой. Матери была подана помощь, и она спасена; трупы же троих детей нашли потом в разных местах балки. Спаслась также и старшая девочка, которая при виде страшной опасности уселась где-то на окно и просидела там до того времени, пока не спала вода. Старик же зачем-то полез в погреб, вода сразу хлынула в отверстие погреба, и он утонул, не будучи в состоянии выбраться оттуда.
Всех утонувших во время наводнения насчитывают до 17 душ; но многие еще не найдены; они, вероятно, попали в водосточные трубы и занесены илом. Похоронили пока 8 душ, взрослых и малолетних, а розыском остальных энергично занялась местная полиция. На третий день после описанного несчастья один из жителей, купавшийся в бухте, наткнулся на труп утопленника, еще не всплывшего на поверхность воды».
Старожилы говорят, что такое точно наводнение они испытали в Севастополе в 1845 году, и тогда оно также причинило немало бед городу. Корреспондент «Крон. Вест.», говоря о наводнении, пишет: «Вода, казалось, лилась с неба целыми ручьями. Известно, что большая часть Севастополя расположена по отлогостям холмов и в длинной балке, их соединяющей. Вот эта та балка и стала быстро покрываться сплошною водой. Все низменное пространство, пролегающее по Хуторской балке, образовало бурную и глубокую реку, местами подымавшуюся на сажень. Но воду удерживали естественные преграды, как то: здания, заборы, ограды и пр. В течение какого-нибудь времени вода эта стала проникать во дворы и здания, разрушая то и другое сильным напором. Долго держалась она также в саду Кухтина, наводнив его почти до краев ограды. Но затем угол этой ограды рухнул, и вода с этой части города направилась в другую часть, не менее низкую, по так называемой «артиллерийской балке», уже и без того представлявшей собой широкий бурный поток. Вся эта вода, не имея уже никаких преград, неслась с ужасающею быстротою в Артиллерийскую бухту. Она разрушала на своем пути все, что ни попало: каменные стены, небольшие дома и пр. Ужас овладел жителями этих частей города. То там, то здесь раздавались крики о помощи, вода уносила домашнюю утварь, мебель, кухонную посуду и даже людей.
На базаре, особенно в низкой его части, тоже происходили разрушения. Торговцы не успевали убирать своих товаров. Да и куда их было тут убрать, когда вся площадь покрылась водою, подымавшуюся все выше и выше. Большинство товаров, точно так же, как и домашнюю утварь, уносило в бухту.
При таких обстоятельствах не могло, разумеется, обойтись без несчастий с людьми. Насчитывают всего 11 жертв, но насколько точна эта цифра, пока не известно. Несомненно лишь, что погибло трое малолетних детей, одна женщина и один отставной унтер-офицер. Трупы этих жертв были найдены. Ливень продолжался целых пять часов. Почти все подвальные этажи города, за исключением той сравнительно небольшой части его, которая находится на возвышении, оказались залитыми, залило также кладовую севастопольского казначейства. У Артиллерийской бухты размыло лесные склады, и значительное количества леса унесло в море. Опустошения от наводнения видны во многих местах, и убытки от него громадны. Говорят, что они простираются от 250 до 300 тысяч рублей».