Ура, за три года знакомства мы наконец сделали фит с DenDerty, поймали 200k прослушек, поигрались с наружкой в Екатеринбурге, спровоцировали 20 каверов на песню (от Екатерины Яшниковой, Гребенщика, Нежности на бумаге, Бонда с кнопкой, Masha Hima и других артистов), сделали акустическую версию с аккордеоном, Машей Химой и Аней Багинской, штож, давайте погрузимся в детали!
Мне кажется, фит получается тогда, когда вы разделяете с артистом общие ценности. С DenDerty мы познакомились года 3 назад: Денис переезжал в Питер, у него планировался концерт, я зашёл в паблос, оставил комментарий в стиле «ну наконец та дыньдерти с концертом», и помню, сижу у друга, мне приходит сообщение, фиолетовая аватарка, и я такой корешу "Олег мне написал DenDerty!11”
А я тогда фанател дико, ходил слушал его по улицам, всю дискографию, показывал маме клип «грустно», мама не впечатлилась, а я очень. Мы попробовали сделать совместную песню, это была «в пухе тополином», думали позвать на припев Таню Буланову, но почему-то не срослось, результат нам самим разонравился, так бывает, это ок. Но мы гуляли по Питеру, периодически пересекались, а потом Маша Хима решила собрать нас всех, чтобы мы начали дружить. Перед новым годом сидели на хате, пели песни друг друга, импровизировали — и я впервые за много лет поймал чувство настоящей музыкантской свободы. Из этих посиделок родилась идея акустического видео с аккордеоном и Машей и Аней Багинской на бэках, и всей акустической темы каверов от разных артистов друг на друга, но об этом позже.
Я верю в силу нетворкинга в том плане, что он помогает эти общие ценности услышать и обнаружить. Много факторов должно сойтись для хорошей песни, не меньше факторов должно сойтись для хорошего фита. Аранжировка, которая трогает, текст, который почему-то задевает человека так же, как тебя. Своевременность — увиделись, пообщались, почувствовали что-то близкое, выпили водочки, в конце концов. Скорость работы — пока радуешься, всё получается, легко уйти в ад пост-продакшена и никогда не доделать фит. Мы всё писали быстро — вокалы, арранжи, собирались на квартире, на студии не ездили, надоело на студиях писаться. И песня получилась на уровне «почти хорошо» - достаточно, чтобы не уйти в бесконечные поиски идеала.
Проработка визуала
Песня готова, пора выдумать горы контента и PR-кампанию. Мы с женой много боевиков тогда смотрели, я болел, пришли образы, что мы с Деном связаны, кровоподтеки на лице, что-то между бойцовским клубом и Джоном Уиком, такие отношения между героями. Мне кажется всё это не из пустоты берётся, а из жизни, из наших личных каких-то штук, но в такой психоанализ я уже не полезу.
Вообще когда я делаю фото для плейлистов, я представляю себя на месте модного журнала: взял бы я это фото на обложку, или запихнул бы на последнюю страницу? Вижу ли я это на главной странице стриминга? Денис сказал, что его лицо это очень смешно, но в "лучшее за неделю" мы попали (а потом в лучшее за месяц, а потом в лучшее за год) и собственный плейлист от VK музыки мы запилили (на конференции Colisium редактор VK музыки приводил в пример нашу с Деном работу), попали помимо этого в 11 плейлистов по итогу, это лучший результат для ГАФТ за всю историю группы.
Немного наружной рекламы
На альбоме ГАФТ ПАНК я попробовал работать с наружкой в Москве, допустил ряд ошибок и решил их исправить. Нас очень любят в Екатеринбурге, мы часто приезжаем туда на сольники и фестивали, плюс стоимость наружной рекламы на щитах там в разы дешевле и город камерней, чем Москва, музыку как будто любят и слушают больше, наружка будет видней — я подсмотрел движ у Husky Tunes (а они, в свою очередь, вдохновились наружкой ГАФТ ПАНК, кажется), и вуаля — у меня горы видосов и фоток на фоне наших рекламных щитов, стоит примерно как туда обратно в Москву из Питера скататься. Я вообще за итераци и повторы одной и той же песни разным контентом, за большее количество вертикальных видео, чем больше ты покажешь людям хук песни разными небанальными способами — тем больше шансов, что они пойдут и послушают эту песню целиком, они же её уже знают! Правила игры со времен ТикТока (или горячих ротаций на радио перед продажей виниловых пластинок) не изменились — люди охотнее слушают то, что они уже слышали. Замкнутый круг какой-то)
Хук на хук, или кавер на кавер
Я подумал, ну надо же, первая песня с хитовым потенциалом, с хорошим хуком. И пришла мысль — а че музыканты всегда поддерживают друг друга сторисами с макетами или постами с текстом — может, лучше спеть, мы же музыканты, в конце концов? И придумал, game changer 2023, "хук на хук" (можно заценить по ссылке в запрещенной соцсети) - кореш поёт твой хук, а ты поёшь хук кореша, когда у него выходит песня. Пользуйтесь на здоровье. Но вообще эту идею я тоже посмотрел у Ильи Бабина в тг-канале «28 подписчиков», там это формулировалось проще: идите и сделайте сегодня же акустические кавера друг на друга — вы же музыканты, в конце концов?
Получилось столько контента, что уже месяц прошёл, а я до сих пор выкладываю версии ребят, и хук повторяется, понимаете, я всё ещё показываю людям один и тот же хук!
Видео с бояном
Для медиа мне нужен был какой-то видос, и я вспомнил наши акустические посиделки зимой, с Денисом, Машей, Эмелевской, Аней Багинской, Антошей Молодость Внутри...Я знал что Денис очень любит аккордеон, и решил его задействовать, сделать очень домашнее видео в своей хрущёвке с протекающим потолком, предложил Денису снимать на VHS, а он предложил использовать «незатёртый лоу-фай» - и мы сняли некоторые кадры на цифровые мыльницы из 2000-х, те самые, с разрешением 640 на 480 и нерегулируемой диафрагмой. Вышло так, что плакать хочется. Да и в целом такое производство, когда ты на месте придумываешь аранжировку песни, потом кушаешь пиццу, потом поёшь — и сразу получается, и даже на рекордер звучит нормально — от этого счастливым становишься. Ролик немножко побыл в аду производства, версий сведения было штук 7, но видео мы приняли быстрей, времени уже мало оставалось, решили оставить на уровне «почти хорошо» ахах)
Премьера пошла на Sobaka.ru, они поддерживали и поддерживают наши благотворительные и креативные инициативы, через день после премьеры видео вышла подборка, что-то типа «10 самых перспективных музыкантов Петербурга», отлично, двойной удар.
Что по телеге?
Помню, два года назад Николай Овчинников брал интервью у Дениса для Афиши Daily, и там, типа, кто из современных исполнителей нравится, Денис вспомнил про гафт, и Коля такой пишет в скобочках — вот бы они записали вместе фит! Это я к чему — VOICE поддержал и релиз премьерой, и акустическое видео с Машей Химой и Аней Багинской, даже получился мини-прогрев перед релизом, когда мы с Денчиком были в стиле барби...
Повторюсь: считаю, что всегда лучше работают итерации, чем одно упоминание.
Поддержали так же дорогие ребята «по фактам», «аппрув» (спасибо Максу Куббе за подробный разбор в новородившемся медиа!), "МТС Live” (Вова крутой и чуткий!!!). Все эти публикации случились благодаря взаимной любви, личным знакомствам и выстроенным отношениям. Мне кажется работа с медиа похожа в чем-то на работу с фитами: важно разделять с людьми общие ценности, общую любовь.
Про 11 плейлистов и обложки ВК уже сказал, однако отдельно отмечу плейлист «новые грустные», которые мы собрали по следам термина Коли Овчинникова из 2020го года, которым он описал музыку DenDerty, ГАФТ, Макодзебы и многих других — можно здесь почитать. Хотелось что-то сделать особенное для VK музыки, оказалось что собрать классный интересный хорошо выстроенный плейлист очень сложно, послушайте, что у нас получилось (отдельное спасибо Дену за новый грустный metal - deep blue). Гран мерси Яндекс Музыке за то, что появилась детальная статистика релиза (об этом позже) и за хорошие места в 4-х плейлистах (мне случилось побывать у ребят в офисе и шепнуть о премьере недели за три до релиза, я исповедую в этом плане принцип gentle touch, не навязываюсь, но если уж позвали в гости — не могу не рассказать), спасибо МТС Музыке за Выбор редакции, Звуку за поддержку в инди-радаре и плейлистах СТУДИО.
На данный момент песню послушали 200 тысяч человек на всех площадках, но мерилом успеха для меня в большей степени является количество добавлений песни, вовлеченности. Вот, гляньте на "Холодно" в сравнении с годовой статистикой других релизов ГАФТ в новом разделе аналитики BandLink со статистикой из Яндекс Музыки, это лучший результат именно по лайкам-добавлениям за год:
Когда люди добавляют песню - есть риск, что они послушают её ещё раз, и что алгоритм предложит им новые треки ГАФТ (за то и боремся!!!)
В VK песню добавили 7000 раз, очень кайфово, песню подхватили алгоритмы и каждый день прилетает больше 1000 прослушек). Если честно иногда я думаю что вот, сидишь в болоте, ничего не меняется, что не делай - все равно ты всегда будешь в жопе. Но вот смотрите, мы стали выпускать релизы каждый месяц, фиты каждый месяц (с дружественными исполнителями и подходящей аудиторией - это важно!) - и действительно, количество прослушиваний к четвертому релизу выросло геометрически. Stay tuned, оставайтесь на связи, с любовью, Калян из группы ГАФЦ.