С 1 ноября надписи «да кто такой этот ваш ГАФТ ПАНК» появятся на биллбордах и медиафасадах Москвы (если ВК и Spotify так могут, почему нам нельзя?), а 6 ноября состоится первый концерт ГАФТ ПАНК тура (Москва, Питер, Екб, Нижний, Воронеж, Липецк — ждите! Билеты тут). Что к этому привело и как проходила промо-кампания нашего 6-го альбома ГАФТ ПАНК — в этой статье.
Мы предваряли альбом двумя синглами:
- в конце июля вышел летний фит с Masha Hima, на данный момент собравший `250 тысяч прослушиваний на стриминговых сервисах, попал на несколько радиостанций и в эфир телеканала "музыка первого". Кампанию сингла я расписал в этой статье. Спойлер: было весело и тепло.
- в конце апреля вышла песня «в пухе тополином»: песня про мою кошку Мышку, которая умерла. Кампанию песни мы посвятили бездомным животным: в клипе снялись псы из приюта «4 лапы», мы задизайнили мерч с песиками и все перевели в пользу приюта, устроили флэшмоб #ищудомдругу среди художников ВКонтакте, который посмотрело более млн человек — скоро будет статья, где я все распишу подробно.
Пре-продакшн
Проработку PR-кампании непосредственно альбома ГАФТ ПАНК я начал за полтора месяца до релиза (альбом вышел 7-го октября). Гениального инфоповода пока не было (название само по себе - инфоповод), так что для начала — написал пресс-релиз и расставил для себя опорные точки:
1. за три недели до релиза — конкурс, который драйвит людей на Яндекс.Музыку (раз одни стриминги ушли, нужно максимизировать борьбу за оставшиеся). Решил сделать это с помощью гейтинга на Band.Link. Думал, что бы такое разыграть, что будет ценно для своего слушателя и что я могу сделать в любых условиях и где бы ни находился. В общем, победителю решил посвятить песню. Поощрительными призами стали промо-коды на 3 месяца Яндекс Музыки. Надрайвили 200 сердечек на профиль артиста, как работают алгоритмы Яндекса для меня загадка, но я знаю как инженер, что любое подобное действие — сигнал для алгоритма показать нашу музыку еще большему количеству людей с похожими интересами.
2. за полторы недели до релиза — классическая для нас кампания с открытками за пресейв. Отправка одной открытки по себестоимости — 10 рублей себестоимость, 18 рублей — марки, однако человеческие связи, возникающие впоследствие — бесценны. Делается это ради них, и чтобы немножко "запушить" алгоритмы стриминга в день релиза. Пресейвов было 150.
Делали через band.link, после пресейва слушатель направлялся на гугл форму, где надо было заполнить адрес, оставить e-mail (мы активно используем e-mail рассылку, когда выходят релизы и проходят концерты) и мое любимое — предложить оставить какое-нибудь приятное послание:
3. после релиза — ещё один конкурс с гейтингом, на этот раз за подписку в ВК, потому что именно в ВКонтакте мы продаём билеты на тур, соцсеть является партнёром тура. Тут помогли друзья, которые делают крутую кастомную одежду. Они сделали максимально дерзкую джинсовку ГАФТ ПАНК, которая проедет со мной все концерты тура и отправится в руки победителя. Поощрительные призы — проходки на концерты тура ГАФТ ПАНК.
И опять же конкурсом мы рекламим тур и альбом, постоянно ведем на него. Делали снова через гейтинг Band Link, некоторое время я чувствовал себя тестировщиком, потому что слушатели писали: не работает, не могу зайти с айфона, работает только с компа: и я выдаю ссылку на гугл форму (именно на неё мы направляли после гейтинга), проверяю, что человек подписан на нас, извиняюсь. Или «не могу сделать пресейва на Apple» - и я завожу дополнительную возможность сделать пресейв через bfan.link, где пресейв сработает точно, опять же извиняюсь. Для меня очень важен ”customer service”, и среди инструмента, который точно сработает, или сработает с ошибкой, я выберу тот, который работает без ошибок.
Ремарка: мне кажется важно не долбить слушателя похожими постами в стиле «релиз через неделю. Ждёте?», а вить нити истории, наслаивать друг на друга, завершать одни рассказы и тут же начинать другие, указывая в одну точку: у нас выходит альбом. Или: у нас тур, который посвящен, опять же, альбому. Для этого я выдумываю телодвижения с конкурсами, делаю много клипов, просто акустических видео, короче, ищу способ доставать людей каждый день разными способами: простая философия. Но о клипах позже.
21-го сентября случилась частичная мобилизация, я перечитал книгу ИМИ о ментальном здоровье и придумал инфоповод: релиз выходил незадолго до дня ментального здоровья (10-го октября: мы уже рассказывали об этом дне год назад и делали флэшмоб среди художников #тонешьвместесомной , в котором творцы рассказывали о том, как непросто жить в России настоящего с ментальными проблемами — об этой кампании я тоже напишу статью), альбом выходил нервным, тревожным, и идеально отражал время, и мы решили соотнести песни с состояниями, которые были описаны в книге. Так сложилась делюкс-версия для Яндекс.Музыки, которую мы составили вместе с женой: актрисой и поэтессой Василисой Кадиной.
Рецензент из intermedia сказал, что «тот, кто чувствовал паническую атаку, никогда бы не сравнил её с песней «отмени меня, обними», а тот, кто был в депрессии, никогда бы не сравнил её с «я ошибся во всём», но я так понимаю, что это в российской традиции — принижать и преуменьшать боль и страдания всех, кто не лично ты, и говорить «У МЕНЯ ДЕПРЕССИЯ НАСТОЯЩАЯ, А У ТЕБЯ ПРОСТО ХЕРНЯ, ИДИ НАЙДИ ПАРНЯ ПОКУШАЙ ЕДЫ ЗАЙМИСЬ СПОРТОМ, Я НАСТОЯЩИЙ БОЛЬНОЙ А ТЫ ВСЁ ВЫДУМАЛ». Пожалуй, против этого я и борюсь всеми силами своей жизни и всеми нашими кампаниями. Помните, я говорил, что нужно сосредоточиться на тех стримингах, что остались? Я считаю, что нужно уделять максимум любви платформам, которые уделяют тебе внимание, поэтому для Яндекса у нас был и делюкс, и видеошоты, с любовью снятые и сделанные на каждую песню, а тексты песен мы синхронизировали через musixmatch в ночь релиза — лишь бы слушатель сразу мог получить всё, что может дать платформа.
К альбому мы сняли четыре клипа: два уже вышло («в пухе тополином» с пёсиками и «что болит в твоей груди?» с Masha Hima в тачке - его, кстати, взял в эфир телеканала "музыка первого"). Один сняли летом на даче в Калуге, пока катались с женой на велосипедах (снимал всё я), а второй — в лесу, на маминой даче в ленобласти ночью. Главной креативной идеей съёмки было приложение-стробоскоп на телефоне самсунг с20фе. Снимали на второй такой же телефон. Получился самый ритмичный клип с точки зрения света и монтажа, которого вполне хватило для премьеры альбома на Медузе* и на Собаке.
Приближается день релиза, что ли?
По классике премьера состоялась за час до релиза ГАФТ ПАНК в 23.00 на радио Maximum. Потом догнали Наше радио, радио России, радио ШОК.
По стримингам мы получили баннеры во ВКонтакте, приложении VK Music и Яндекс.Музыке. Если суммировать с синглами, на данный момент альбом набрал `500 тысяч прослушиваний.
По СМИ альбом получил больше отзывов и рецензий, чем все наши предыдущие релизы вместе взятые — всего 15 публикаций.
Для работы со СМИ и телеграм-каналами в день релиза и после мне нужны были мультиссылки: так что я сделал разные мультиссылки на band.link – одну для всех стримингов, одну для тура, одну для СМИ (да, я собрал все рецензии на band.link: зацените, не помню, чтобы кто-то так собирал: тут и премьера на Медузе*, и на Sobaka.ru, и на МТС Live, и на VOICE, и даже в газете «Петербургский дневник»). Всех, кто кликал, я собирал на пикселе ВК, чтобы таргетить и релиз, и тур впоследствии (собрали около 500 человек, немного, но эта аудитория реагировала на новости о туре очень тепло с точки зрения кликов). Очень удобно было, что подписав тэгом, например, совокупность ссылок на тур, можно было этот тэг потом применить к другой мультиссылке, чтобы не перебивать все концерты, ссылки на билеты и встречи заново.
Давать интервью это классно, но на 10-й раз выматывает. Однако нужно, опять же, не говорить одно и то же, а вить нити истории, рассказывать всем, кто решился с тобой поговорить, что-то новое, что то важное, что-то честное, потому что это ведь счастье, что люди готовы тебя слушать — и на это нужно отвечать любовью, взаимностью, уважением. И, если честно, в эти тревожные дни меня очень спасало, что кто-то готов просто меня выслушать, кому-то нужны мои слова — это поднимало с дивана и заставляло действовать.
Запускать тур и альбом в одного невозможно, кайф, что по таргету и рекламе я познакомился весной с Арсением Сычом и агенством Net Slov. Сеня мне такой пишет: у нас 60 объявлений по альбому и 50 по туру — и я понимаю, что сам бы столько теорий и аудиторий не решился бы проверять ни за что.
Я считаю, что название альбома достаточно виральное, чтобы заинтересовать человека, который о нас не знает. Поэтому с 1 ноября мы запускаем наружку на медиафасадах и биллбордах в Москве. И едем в свой первый тур. Посмотрим, что получится, вернусь-расскажу.
С любовью, Коля из группы ГАФТ