Найти тему
НУАР-NOIR

Смерть как иммерсивное представление

-2

В этом фильме у Саши Грей сама короткая роль в её биографии – она появляется в кадре на несколько секунд, изображая диджея на вечеринке. Давно уже нужно было рассказать о проекте «Навстречу тьме», который выходит на рамки обычных сериалов-антологий.

Хотя бы потому, что, по сути, это - собрание полнометражных фильмов, которые созданы разными режиссерами, но на заданную тему: праздник в пугающем пространстве триллера. А оттого повествовать надо об отдельных эпизодах. И начнем мы с самого начала.

Первый фильм-серия, увидевший свет в октябре 2018 года, назывался «Тело». Это был само-ремейк, предпринятый авторами иронично-мрачной одноименной короткометражки, вышедшей за пять лет до этого. Почему для старта выбрали Пола Фишера и Пола Дэвиса, не совсем понятно, но ребятам удалось выйти за рамки простого хихиканья на тему злоключений трупа.

Они осознанно дистанцировались и от «Неприятностей с Гарри», созданных гениальным Хичкоком, и от легендарной криминальной комедии «Уикенд у Берни». Главным стало непривычнее ощущение реальности, сопряженное с Хэллоуином. Некогда кельты надевали страшные маски, чтобы отпугнуть зло. Хотя со временем эта традиция сама стала олицетворением «зла». Границы между объектом и субъектом испуга стерлись окончательно.

На Хэллоуин появление персонажа в окровавленной одежде с трупом, завернутым в целлофан, никого не пугает – все полагают это частью «тёмного маскарада». То есть смерть и убийство превращается в некое представление, которое сложно выделить из окружающей реальности.

Невольно вспоминаются фактически родственные фразы. «Это какой-то новый уровень игры?» - слова, завершающие «Экзистенцию». И «Это какой-то иммерсивный спектакль?» - реплика, брошенная в недавнем фильме «Убийство в Париже».

Человек перестает различать грани действительности. Провозглашенное Ги Дебором «общество спектакля» наступило. Всё превращается в представление, в том числе убийство, о коем вы не подозреваете, даже являясь свидетелем.

В этой связи имеет смысл вспомнить две вампирические темы. Во-первых, вечеринку из самого начала первого «Блейда». Одному юноше казалось, что «это» просто танцы. Во-вторых, театр из «Интервью с вампиром», когда вампиры были вынуждены притворяться людьми, притворяющимися кровососами и маскирующими под «театральные постановки» свои кровавые шабаши.

Кадр из эпизода «Тело» проекта «Навстречу тьме» (2018)
Кадр из эпизода «Тело» проекта «Навстречу тьме» (2018)

Иногда понять, что есть реальное, а что надуманное, становится очень сложно. Мы живем в мире пугающих симуляций. Нередко не надо верить оправданиям: «Не переживайте – это просто игра». Представления с каждым разом становятся всё более и более угрожающими. Без ответа остался лишь один вопрос: кого же изначально убили в этом эпизоде?