В эру доступного интернета каждый второй мнит себя писателем, при этом смысл употребляемых выражений и правила использования той или иной части речи знает меньшинство. Особенно любимо деепричастие.
Чтобы правильно употреблять деепричастие, нужно уметь выделять в предложении подлежащее, отличать части речи совершенного вида от несовершенного, разбираться в однородных членах, думать над порядком слов и функцией слов в предложении. И всё равно, как ни старайся, в большинстве случаев деепричастия выглядят неуместно и перегружают предложение. Это настолько сложная тема, что зачастую сами учителя на своих уроках делают ошибки. Поэтому я без шуток советую по возможности избегать деепричастий. Даже дипломированные редакторы говорят, что деепричастия в тексте нежелательны, и массово вычищают их из рукописей.
Вместо «Подъехав к реке, всадники остановили лошадей» можно написать: «Всадники подъехали к реке и остановили лошадей». Вместо «Выходя из окружения, боец был ранен» — «Когда боец выходил из окружения, он был ранен / его ранили». Без уродливых калек с английского.
Для тех же отважных литераторов, которые несмотря ни на что хотят приручить деепричастие, ниже я привожу основные правила использования этой части речи.
1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Широко известен пример из Чехова: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа», — нарушающий это правило. Не зря в школе несколько лет учат делать синтактический разбор предложения: он отвечает почти на все вопросы, возникающие во время написания сложных предложений. Давайте быстренько его проведём.
Подлежащим в этом предложении является «шляпа», сказуемым — «слетела». Деепричастия «подъезжая» и «глядя» являются добавочными действиями к сказуемому, то есть это шляпа подъезжала к станции и глядела на природу. Чтобы исправить ошибку, нужно либо деепричастный оборот превратить в подчинённое предложение («Когда я подъезжал… и глядел…»), либо поменять подлежащее и сказуемое («…я потерял шляпу»).
2. Деепричастия отвечают на три вопроса. Грамматические вопросы: что делая? что сделав? Смысловой вопрос: как?
На вопрос «что делая?» отвечают деепричастия несовершенного вида, например: шевеля, отходя, прячась. Действие ещё в процессе.
На вопрос «что сделав?» отвечают деепричастия совершенного вида, например: пошевелив, отойдя, спрятавшись. Действие закончилось.
В соответствии с видом деепричастия нужно подбирать и глагол — согласовывать их по виду.
Несовершенные деепричастия говорят об одновременности происходящих процессов (другой процесс заключён в несовершенном глаголе). Одномоментное действие не может происходить одновременно с процессом, это как точка и прямая — они не могут быть параллельными.
В предложении «Улыбаясь, она протянула мне руку» содержится ошибка: деепричастие — несовершенного вида, а глагол — совершенного. С точки зрения грамматики были бы верными следующие варианты: «Улыбаясь, она протягивала мне руку» и «Улыбнувшись, она протянула мне руку», ну а дальше автору решать, какую ситуацию он хочет описать, всё-таки нюанс есть.
Более явный пример: «Подходя к дому, мальчик позвал маму». Очевидно, что позвать маму можно только в один из моментов процесса приближения к дому, а именно — в последний момент, когда мальчик уже подошёл. То есть смысл у этого предложения таков: «закончив подходить к дому, мальчик позвал маму», «закончив» — деепричастие совершенного вида, всё складывается. Но мы не будем выстраивать ужасных и ненужных конструкций, а выберем деепричастие совершенного вида: подойдя.
3. Деепричастие может относиться не к сказуемому, а к инфинитиву, в свою очередь, относящемуся к сказуемому. Тем не менее согласование видов необходимо соблюдать и в этом случае.
Случайный пример из интернета: «Босcы Warner Bros. решили идти ва банк, создавая радикально противоположные по настроению и подходу экранизации». Здесь всё верно: «идти» и «создавая» — оба несовершенного вида. (Всё равно звучит неприятно, правда? Хочется разгрузить конструкцию.)
4. Деепричастия обычно не сочетаются в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым, но есть исключения. Помните смысловой вопрос «как»? Если оба слова отвечают на него, то, скорее всего, они выполняют в предложении одну и ту же роль, а это самое главное.
Удачный пример из Толстого: «Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги». «Боком» — наречие (образованное от существительного, также как «летом», «домой» и т. д.), «поджав ноги» — деепричастный оборот, но оба они — обстоятельства образа действия, отвечающие на вопросы «как?», «каким образом?», так что ошибки здесь нет.
А вот неудачный пример из Толстого: «Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей». «Скакали» — сказуемое, отвечает на вопрос «что делали?», а «удерживая» — обстоятельство образа действия, отвечает на вопрос «как?», следовательно, это не однородные члены, предложение составлено некорректно.
5. При употреблении деепричастия нужно учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым. Если в предложении есть порядок действий, например причинно-следственная связь, то превращать в деепричастие можно только глагол, означающий причину последовавшего действия.
Жуткий, но показательный пример: «Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа». Сошёл с ума как, при каких обстоятельствах? — выбросившись из окна. Получается, он сошёл с ума после того, как выбросился. Чтобы исправить ошибку, нужно образовать деепричастие от глагола «сойти»: «сойдя с ума, выбросился». Но предложение целиком теперь выглядит перегруженным, в том числе и запятыми, и мы возвращаемся к тому, с чего начали: деепричастных оборотов лучше избегать. «Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума и выбросился из окна двадцатого этажа» — чем плохо? А это: «Она улыбнулась и протянула мне руку»?
Есть и другие пункты правила употребления деепричастий. Есть даже учебники, авторы которых придерживаются противоположных взглядов относительно причинно-следственной и логической связей.
Вот вам ещё немножечко ада.
Упражнение для тренировки: подумайте, что не так, и исправьте ошибки
1. Проводя уборку, служанка нашла письмо.
2. Внимательно изучив особняк, найдется широкий выбор бытовых предметов.
3. Но что может получится хорошего, опубликовав недоработанную игру?
4. Получив их, мошеннику остается совсем немного.
5. В ней есть настройка «Filter spam calls», включив которую, мой телефон молча сбрасывает 99% всех спам-звонков.
6. Выйдя на большак, игрок предоставляется самому себе, но сложностей это не вызывает.
7. Девочка выполняла домашнее задание, подчёркивая орфограммы.
(В последнем случае всё верно, но можно с ума сойти, пока пытаешься определить, что это: причинно-следственная связь, или добавочное действие, или что-то третье.)
Пишите красиво и правильно. :)