Благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина старинный Бахчисарайский фонтан обрел бессмертную славу, став самым известным на полуострове. Но с конца XIX века у него появился конкурент столь совершенной красоты, что быстро потеснил гордость Бахчисарая на только входящих в моду открытках. Фонтан «Богиня ночи», который мог быть украшением помпезных Петергофа или Версаля, и сегодня нежно звенит своими струями в тихом Гурзуфе, став одним из ярких символов Тавриды.
Когда любуешься совершенными линиями этого художественного шедевра мирового уровня, время отступает, и невозможно поверить, что вечно юная богиня и ее свита отметили свой 125-летний юбилей.
1888 год, Вена, первая международная выставка фонтанов. Изысканная пластика в стиле барокко, сотворенная немецким скульптором профессором Бергером, производит неизгладимое впечатление на жюри, и фонтан «Богиня ночи» становится ее победителем. Разве мог равнодушно пройти мимо такого великолепия прибывавший в то время в Вене русский промышленник миллионщик и великий меценат Петр Ионович Губонин? В то время он создавал свой шедевр – быстро ставший знаменитым курорт Гурзуф. Именно на залитой солнцем крымской земле он увидел идеальное место для фонтана-победителя. К огорчению Губонина организаторы выставки сообщили, что фонтан уже продан, и приобрел его муниципалитет столицы Австрии. Петру Ионовичу ничего не оставалось, как обратиться лично к автору. И спустя всего лишь год в небольшом южнобережном поселке засиял золотом факел, поднятый над головой богини ночи Нюкты.
Сюжет фонтана взят из греческой мифологии. На плечах мускулистых атлантов и грациозных кариатид держится небесный свод – сфера, опоясанная знаками зодиака, над которой парит совершенство – идеал женской красоты – повелительница ночи. Ниспадающий с ее прекрасной полуобнаженной фигуры полог одежды уже коснулся верха небосвода и вот-вот укроет им весь мир, погрузив его в темноту. Рядом с Нюктой ее вечная свита: справа у бедра матери – бог сна Гипноз, а у левого плеча в воздухе – сын Афродиты, крылатый мальчуган с золотой стрелой, Эрос. Водяные струи, вырывающиеся из открытых ртов золотых рыб, которых поддерживают атланты и кариатиды, почти достигают огня факела, символизируя единство и борьбу противоположностей, порождающих жизнь.
Вглядываясь в парящую легкость композиции и пытаясь разгадать тайну ее гармонии, забываешь обо всем, в том числе и о создателях скульптуры. А ведь отлитые с поразительной точностью из тугоплавкой стали русскими мастерами фигуры имеют весьма внушительные размеры и вес. В наш перенасыщенный техникой век даже представить сложно, как доставляли к месту и устанавливали многотонные конструкции люди, не имеющие даже представления ни о мощных тягачах, ни о могучих подъемных кранах.
Сегодня далеко не все струи радуют глаз своим блеском. Большинство из них – тонкие капиллярные – нужно периодически промывать специальными кислотными растворами, чтобы освободить от карбонатных отложений. Они давно забились и работать перестали. А когда-то, еще два десятка лет назад, можно было увидеть все 1400 струй! Они создавали чудесную водяную завесу, в которой в солнечный день со всех сторон играли радуги.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", выпуск №27.
Читайте также про самый необычный ресторан Гурзуфа - Венеция на скалах!