Российская таможня начала рассылать «письма счастья» владельцам электрокаров. От водителей требуют уплатить утилизационный сбор от 30 до 117 тысяч рублей. Почему для этих авто отменили льготу, и что будет, если не платить?
Александр Дыбин
О новом требовании федеральной таможенной службы стало известно в конце апреля, но первые требования к автовладельцам начали предъявлять еще в феврале. Владельцы электромобилей, которые привезли их в страну из-за рубежа как физические лица, должны уплатить утилизационный сбор. Раньше это были смешные суммы 3,4 тысячи рублей за новую машину и 5,2 тысячи рублей за автомобиль старше трех лет. Но сейчас нужно дополнительно выложить 32 тысячи рублей. Подержанная «электричка» обойдется в 122 тысячи рублей. Новость не приятная, особенно, если машина давно продана, а долг за нее нужно платить.
Почему правила изменились? Формально все дело в разъяснениях, которые дал Минпромторг таможне относительно того, как нужно рассчитывать утилизационный сбор. Министерство указало на то, что понижающие коэффициенты могут применяться только к машинам с двигателем внутреннего сгорания. А если его нет в принципе, то нужно платить полную таксу.
«Согласно положениям технического регламента, понятие "объем двигателя" применяется в отношении транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания. Учитывая, что транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, не оснащены двигателем внутреннего сгорания, представляется целесообразным при расчете сумм утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, применять коэффициенты, предусмотренные пунктом 1 перечня», - говорится в письме минпромторга.
Кого это касается? Проблемы возникли у ряда категорий. Тех, кто ввез в РФ машину самостоятельно и для себя в последние три года. А так же «перекупов», которые везли машины как физлица, но сразу же продали их. Формально таможня требует плату с собственника автор, который оформлял все документы: СБКТС, ЭПТС, оплачивал Утилизационный сбор. Постановка машины на учет роли не играет. Отдельно такие письма «обрадуют» подставных, на которых оформлялись электрические машины для доставки их в страну по серым и параллельным схемам.
Кому можно не волноваться? Тем, кто купил машину у дилера или юрлица, а так же тем, кто привез и растаможил машину больше чем три года назад.
Что будет, если не платить? Суд и приставы. Других вариантов нет. Плюсом к доплате придется платить пени 219 рублей в день за новую машину и 876 за подержанную. В случае, если попадутся особенно принципиальные и исполнительные таможенники, есть риск аннулирования ЭПТС и вынесения запрета на регистрационные действия. Это самая болезненная часть, так как машина просто превратиться в тыкву. Ездить на ней будет нельзя, продать – тоже.
Мнение эксперта: «Это меры в пользу российских электрокаров»
Формально утилизационный сбор – это плата за то, чтобы автомобиль был экологично уничтожен после завершения эксплуатации. По логике, чем больше и вреднее машина, тем больше надо платить. Поэтому плата зависит от объема двигателя. Для электрокаров было введено исключение, так как машина считается более экологичной. Хотя утилизация батареи – это совсем не то же самое, что переплавка мотора и кузова. Но тогда возникает вопрос, почему льгота осталась в отношении гибридов? У них есть и ДВС, и батарея, значит, экологическая нагрузка еще больше.
По словам вице-президента Российского автомобильного союза Антона Шапарина, никакой экологической логики никогда не было, а требования доплатить утильсбор за «электрички» - это попытки перенаправить потребителя с импортных электрокаров на отечественные.
«Ситуация с утилизационным сбором вообще крайне интересная. Он вводился по большому счету как компенсация пошлин, которые существовали на нашем рынке, до вступления в ВТО, - говорит эксперт, - мы вступили в ВТО пошлины отменились, нужно было как-то защищать внутренний рынок, придумали утилизационный сбор. Никакой утилизации, конечно же нет. Это просто название. Из этих денег стимулируется российские производители. Сейчас встает вопрос, а как сделать так, чтобы продать никому ненужную продукцию российских заводов. Чтобы электромобили хоть кто-нибудь покупал. Потому пока есть единичные продажи. Все рассказы про там проданные сотни авто за месяц - это продажа корпоративным клиентам, зависимым компаниям, такси и т.п. Это не рыночные продажи. А рынку наши электромобили пока не нужны».
По словам эксперта, главный удар от новой позиции Минпромторга и ФТС придется на владельцев дешевых подержанных электрокаров из Японии вроде Nissan Leaf. Именно для них доплата в 117 тысяч рублей будет наиболее болезненной. Тех, кто завозит новые модели Tesla, премиальные китайские бренды или умудряется ввезти электрические Porsche и Audi, для них доплата в 30 тысяч относительно стоимости машины будет не заметной.
«Удар идет на нижний сегмент этого рынка, задача зачистить его и направить спрос на отечественные авто, других целей тут нет, - говорит Антон Шапарин, - не думаю, что это позитивно, потому что российские электромобили по три миллиона рублей - это не самое эффективное вложение денег для автовладельца. Если уж человек решил купить «электричку», будет искать что-то более дешевое, потому что сейчас электомобиль - это или попытка экономить, или очень дорогие понты».
В России на фоне ухода из страны западных компаний и проблем с перезапуском производства отечественных авто, начали выпускать электрические автомобили. Обе модели по формальным признакам относятся к эконом-сегменту, но стоят не дешево.
За седан Evolute i-Pro просят два миллиона рублей. Авто собирают в Липецке из компонентов, поставляемых из Китая. По сути это модель Dongfeng Aeolus E70, созданная на шасси уже довольно старой Nissan Almera.
Личный опыт: как мы покатались на российском электромобиле Evolute за 3 млн
Вторая российская «электричка» - Москвич 3e. Это тоже пока полностью китайский (кроме шильдика) автомобиль JAC JS4. Сейчас дилеры просят за электрическую версию «Москвича» 3,5 миллиона рублей.
Как россиянам продают новый «Москвич» с китайской душой
Для сравнения за электрический Nissan Leaf 2017 года выпуска на вторичном рынке просят 1,5 миллиона рублей. Но модели постарше можно найти и за 800, и за 450 тысяч рублей.
Читайте также:
Золотые запонки и 1,5 миллиона: что стоит за банальной кражей барсетки из авто?
В России выросли объемы продаж подержанных авто на аукционах
Kia может прекратить продажи авто в России
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-04-28/tamozhnya-potrebovala-s-rossiyan-dopolnitelnuyu-platu-za-importnye-elektromobili-405775