Найти тему

Монтессори беседует с родителями: язык - совместное искусство

Монтессори признает, что формирование речи у маленького ребенка направляется внутренней чувствительностью. Эти внутренние особенности являются ключевыми элементами в развитии речи, и взрослый должен их уважать и служить им, а не препятствовать, блокировать, игнорировать или подавлять. Монтессори выстраивает отношения сотрудничества между природой ребенка и помощью родителей.
Монтессори признает, что формирование речи у маленького ребенка направляется внутренней чувствительностью. Эти внутренние особенности являются ключевыми элементами в развитии речи, и взрослый должен их уважать и служить им, а не препятствовать, блокировать, игнорировать или подавлять. Монтессори выстраивает отношения сотрудничества между природой ребенка и помощью родителей.

Практическая ценность языка заключается в том, чтобы дать человеку возможность выразить работу интеллекта. Ребенок владеет языком, который идеально исходил из чего-то, что формировалось внутри него. Язык, по-видимому, рождается завершенным на этой стадии, точно так же, как ребенок, который долгое время формировался из эмбриона, внезапно родился завершенным, с ногтями, волосами, ступнями и т.д. Точно так же язык создается внутри ребенка. Это чудо творения, внутренняя конструкция. По этой причине язык является частью психического организма каждого индивида. Это происходит в результате усилий ребенка в первые два года жизни, в течение которых он был полностью бессознательным, затем частично сознательным, а затем все более и более сознательным, пока, наконец, у него не появился этот великий дар речи. Если бы у нас, взрослых, не было языка, не было возможности общаться друг с другом, мир был бы совсем другим.

Каждый рожденный человек обладает этим даром от природы - способностью развивать речь. Мы все овладеваем языком одним и тем же способом. Это похоже на эмбриональную конструкцию, живую эмбриональную конструкцию. Как только у нас появится язык, мы сможем многое с ним сделать. Это дается природой как живой дар.

Почему ребенок не рождается с уже развитым языком? Почему он не может сразу сказать: "доброе утро, мама, доброе утро, папа, я так рад быть с вами?" Поскольку языка не существует в природе, это продукт человеческого труда. Вначале, когда человек впервые появился на земле, у него не было языка; язык должен был быть создан человечеством в течение длительного периода цивилизации. Язык среды, в которой рождается ребенок, скажем, в Лондоне, очень сложен. Таким образом, ребенок должен родиться вообще без какого-либо языка, чтобы он мог усвоить язык своего окружения. Это работа первых двух лет жизни - полностью усвоить язык. Если он родился в Лондоне, или Пекине, или Париже - он должен понимать язык, который его окружает. Он должен принять это с усилием самой природы. Таким образом, ребенок рождается не со способностью говорить, а с потенциалом, возможностью овладеть сложным языком со всей его грамматикой, фразеологией, синтаксисом и т.д. Он может принять это во всей его сложности.

У детей есть эта универсальная тенденция усваивать язык и закреплять то, что они усвоили. Это аналогично движению тела. У детей есть инстинкт подражания. Они имитируют не только действия, но и манеры человека, который выполняет эти действия. Это бессознательное подражание. Это характеристика первого уровня развития, от рождения до шести лет. Дети перенимают особенности окружающих их людей. Они начинают конструировать свою адаптацию к окружающей среде и формировать характеристики своей группы. Это похоже на насекомое с крыльями, которые в точности похожи на листья дерева. Есть насекомое, тело которого в точности напоминает сухую палочку, настолько похожее, что мы называем его одним из чудес природы. Это выражение удивительной силы детей, которые берут что-то из окружающей среды и делают это частью себя.

Мы, взрослые, можем только представить, каково это - сознательно изучать язык. Затем мы сознательно приступаем к выполнению этой задачи. Но мы должны попытаться развить другую идею. Это идея естественных механизмов, или, скорее, механизмов, наложенных на природу, которые действуют независимо от сознания, и эти замечательные механизмы или их серия развиваются на глубинах, непосредственно недоступных нашему наблюдению. Единственное свидетельство, которое у нас есть о них, - внешнее, но оно полностью видно, поскольку является общим для всего человечества.

Какой бы поразительной ни была картина в целом, некоторые ее детали еще более впечатляющи. Одна из них заключается в том, что в речи всех народов существует преемственность произношения от одного поколения к другому. Ни один ребенок не считает утомительным изучение своего родного языка; "его механизм" создает его как единое целое, каким бы оно ни было.

Все это чудесно. Как мы можем помочь этому ребенку? Он так многого добился за три месяца. Что еще он теперь будет делать? Но когда язык полностью сформирован, наступает затишье, период отдыха, пауза - энтузиазма больше нет. Развитие не является непрерывным и однородным; оно приходит внезапно, как взрыв. Это не означает, что развитие ребенка прекращается, просто центр интересов меняется. Центром становится что-то другое. Ребенка, который раньше был так внимателен к звукам человеческих голосов, по-видимому, уже не так внимателен. Вместо этого он играет, он ищет, с чем бы справиться. У него есть еще один центр интереса.

Когда мы говорим, что развитие языка завершено, мы имеем в виду, что внутренний интерес удовлетворен и все жизненные силы сосредоточены на другом интересе. Естественно, его язык будет более сложным, чем в двухлетнем возрасте, но жизненно важный интерес больше не сосредоточен на языке. В психической жизни все должно развиваться независимо, точно так же, как и в физической. Сначала главным интересом был только язык, точно так же, как на эмбриональной стадии легкие, сердце, печень и т.д. развиваются отдельно, а позже, в конце концов, вы получаете единый организм, единое целое. Итак, в психической жизни необходимы независимые периоды развития. Существуют особые периоды для различных процессов развития - в нужный период для развития чего-то конкретного создаются правильные условия для его хорошего развития. Когда все это закончится, условия меняются, потому что центром интереса должна стать какая-то другая деятельность и должна быть обретена другая сила; позже чего-то уже не хватает для идеального обретения этой силы. Поэтому этот первый период очень важен; развитие языка не происходит само по себе. В среде, окружающей ребенка, должен быть язык.

Помимо того, что ребенку нужно подражать речи взрослых, ему повезло, если рядом с ним разговаривают маленькие дети, потому что они говорят без умолку, и он многое услышит. Мы можем помочь ему, дав ему точное произношение в период лепета. Мы можем придать ему мужества, поощряя его усилия - все усилия нуждаются в поощрении. Если мы игнорируем его, он впадает в уныние, теряет энтузиазм и только спит. Его язык становится не явным достоянием отдельного человека, а чем-то, что зависит от другого. Робость начинается в эту эпоху. Мы всегда должны подбадривать, потому что это прямая помощь силам жизни.

Мы можем дать:
1. помощь в окружающей среде;
2. Мы можем оказывать влияние на эмоции ребенка. Мы можем придать ему мужества. Мы можем быть осторожны, чтобы не преуменьшать его высокие усилия и энтузиазм.

Восхищение и одобрение взрослых чрезвычайно помогает душе маленького ребенка. Однако вместо того, чтобы оказать терпеливую помощь, взрослый иногда говорит быстро и небрежно, так что у ребенка не складывается четкого впечатления и он не может усовершенствовать свой язык. Это то, что мы должны принять во внимание с особенной тщательностью, потому что в 3,5 года язык снова начинает быть активным. Если у ребенка уже есть полноценный язык, следующий этап будет легче, но если его язык плохо развит, это будет совсем другой случай. Ребенку будет оказывать непосредственную помощь в исправлении его произношения со стороны его учителей. Он станет робким, потому что ему всегда говорят о его недостатках.

Таким образом, мы сами можем набраться смелости, следуя примеру ребенка, и быть готовыми ждать. В истории человечества, когда случаются периоды застоя, мы всегда можем надеяться, что прогресс придет. Возможно, глупость человека меньше, чем кажется. Чудесные события будущего могут подстерегать нас во внутренней жизни, которая скрыта от нас.

Как только мы убедимся в этом, естественно задаться вопросом, что именно происходит, и сегодня существует большой энтузиазм в отношении технических исследований этой проблемы. Но одну сторону работы, которая носит чисто наблюдательный характер, мы можем выполнить сами. Это делается для того, чтобы наблюдать за видимыми событиями - в конце концов, это единственные, в которых мы можем быть уверены. Такие исследования должны быть очень точными. Сегодня с ними обращаются с особой осторожностью, начиная с рождения и до двух и более лет. Отмечают то, что происходит каждый отмечается день, а также периоды, в течение которых развитие остается неизменным. Из таких заметок определенные факты выделяются как вехи. Объем внутренней работы может быть огромен, но внешние признаки ее часто невелики. Это означает, что существует большая диспропорция между силой самовыражения и внутренней работой, которую выполняет ребенок.

Если мы исправляем ребенка, мы должны делать это очень мягко, мы должны быть его переводчиками - это наша первая благое дело по отношению к человеку. Это психическая духовная помощь этому ребенку, который так близок к триумфальному моменту, когда весь язык придет подобно взрыву. Этот взрыв происходит со всеми в одно мгновение. Ребенок становится таким богатым в одно мгновение. Он проходит ту жалкую точку, которая является кануном его триумфа, когда ему так трудно добиться того, чтобы его поняли.

В природе существуют впечатляющие факты, факты, которые имеют больший вес, чем мнения, философии, интерпретации или выводы. Итак, чтобы увидеть чудо человечности, мы должны взглянуть на таинственное устройство ребенка и сделать все возможное, чтобы помочь его развитию. Выдержка из лондонских лекций 1946 года © 1979 Международная Ассоциация Монтессори (AMI).

Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)

Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori