Найти тему
О, Михалыч

Практики или учения (Дзен-IV) Страхи и комплексы

"Авторитет"
"Авторитет"

По мере освоения уровней мы будем рассматривать некие жизненные ситуации. Наши страхи и комплексы не врождённые, а благоприобретённые. «Прорасти» комплекс может как в детстве, так и в зрелом возрасте. Испугаться можно внезапного громкого хлопка, резкого звука. Страх – это уже производное коры головного мозга и состояние более постоянное (комплекс). Вы продолжаете осваивать первый и второй уровни. В этой статье попробуем разобраться, откуда берутся «страхи».

Ребёнка начинают обучать с детства и тому есть объяснения. Мозг ребёнка, как губка, впитывает поступающую информацию (ребёнок учится).

Есть некие врождённые инстинкты (жизненно важные, заложенные природой от рождения), а есть благоприобретённые, воспитанные (наработанные) условиями жизни.

Даже в детском коллективе есть лидер (авторитет). Именно он во многом влияет на формирование личности ребёнка, выработку подходов к решению неких жизненных ситуаций, формированию инстинкта опасности, страхов. Зачастую слова «Авторитета» берут на веру без проверки. Нашёлся «Фома-неверующий» и решил всё же проверить. Увы, он действует не с чистого листа, в нём уже заложена установка «Авторитета» – пусть не явный страх, но неуверенность в успехе предприятия. Ребёнок совершает навязанную ошибку (она доминирует в сознании), всё происходит примерно так, как говорил «Лидер». Приехали, в сознании неуверенность перешла на уровень страха. Дальше – больше и комплекс может закрепиться на всю оставшуюся жизнь.

Страх высоты – комплекс, который наверняка идёт с детства и появился на фоне неудачного опыта (падения с сильными ушибами). Опыт имел повторы, когда неуверенность в своих силах и возможностях переросла в страх, а затем и в комплекс.

Всё элементарно – ребёнок упал с дерева ( ветка сломалась, неудачно ухватился или переставил ногу). Ошибка прошла мимо сознания, а вот высота, падение, ушибы – зафиксировались. Ещё одно-два падения и родился страх. Дальше мозг довершит всё сам – человек начинает бояться высоты, как таковой. Разовьётся комплекс, который и начнёт всем управлять (на высоте будет развиваться учащённое сердцебиение, учащённое дыхание, головокружение, зажатость мышц). Человек в помещении на высоте 9-го этажа, но чувствует себя прекрасно. Крыша четырёхэтажного здания с ограждением и этот же человек к краю не подойдёт (страшно), а если подойдёт, то тут же начнётся головокружение и всё прочее.

Начнём с самого простого, попробуем сместить акценты, разложить страх на составляющие и изменить «мозговое построение».

Начертили на земле или положили два шнура длиной метров 5 на ширине 20 см друг от друга – воображаемый брус. Заходить за край «бруса» можно не больше 1/3 стопы (устойчивое положение для удержания равновесия). Человек пройдёт без проблем, даже руками балансировать не будет, мышцы ног отработают чётко и слаженно.

Теперь такой брус положили на землю (настоящий брус). Опять человек пройдёт безо всяких проблем, легко и непринуждённо.

Брус проложен через лужу и грязь (ни о какой высоте речь не идёт). Вот тут и начинаются «страхи». Человек не хочет испачкать ботинки, идёт медленно, осторожно, излишне напрягаясь (может даже балансирует руками). Условия те же, но появился страх, который и начал доминировать, хотя, по сути, для здоровья опасности никакой. Человек не уверен в себе, так как думает не о том, что ему надо пройти. Он боится наступить в лужу и его мышцами управляет СТРАХ.

Доминирует цель, страха нет
Доминирует цель, страха нет

Подняли тот же самый брус на высоту 50 см, под брусом трава или песок. Человек идёт спокойно, может лишь чуть медленнее – опасности никакой, всегда при потере равновесия можно спрыгнуть, но ноги встают как надо, мышцы выполняют свою работу без перенапряжения. Прошёл раз, два и каждый раз всё увереннее.

Усложняем задание, под брусом грязь. Человек только что выполнял это задание, когда внизу была травка и вот он уже не уверен в себе – появился страх испачкаться. Больше, чем уверен, что человек пойдёт крайне осторожно, напряжённо, балансируя руками и, не факт, что пройдёт. Опять в дело включился СТРАХ, который и стал доминирующим. Мозг «думает» не столько о том, как управлять мышцами и держать равновесие, сколько о последствиях падения.

То, о чём мы говорили, о формировании комплекса страха у ребёнка при падении с дерева. Так что задача не «победить страх», а правильно задать установку. В данном случае это установка «ПРОЙТИ» и совсем не важно, будет ли под брусом грязь или высота. Умение управлять собой, саморегуляция, позволяет задавать базовую доминанту в мозгу, а вместе с этим решать вопросы страхов и комплексов.

Вы можете сказать, что есть совсем не такие простые комплексы. Согласен, но дело в том, что все комплексы формируются по единым принципам, разные только вводные, приводящие к формированию страхов и комплексов.