По мере освоения уровней мы будем рассматривать некие жизненные ситуации. Наши страхи и комплексы не врождённые, а благоприобретённые. «Прорасти» комплекс может как в детстве, так и в зрелом возрасте. Испугаться можно внезапного громкого хлопка, резкого звука. Страх – это уже производное коры головного мозга и состояние более постоянное (комплекс). Вы продолжаете осваивать первый и второй уровни. В этой статье попробуем разобраться, откуда берутся «страхи».
Ребёнка начинают обучать с детства и тому есть объяснения. Мозг ребёнка, как губка, впитывает поступающую информацию (ребёнок учится).
Есть некие врождённые инстинкты (жизненно важные, заложенные природой от рождения), а есть благоприобретённые, воспитанные (наработанные) условиями жизни.
Даже в детском коллективе есть лидер (авторитет). Именно он во многом влияет на формирование личности ребёнка, выработку подходов к решению неких жизненных ситуаций, формированию инстинкта опасности, страхов. Зачастую слова «Авторитета» берут на веру без проверки. Нашёлся «Фома-неверующий» и решил всё же проверить. Увы, он действует не с чистого листа, в нём уже заложена установка «Авторитета» – пусть не явный страх, но неуверенность в успехе предприятия. Ребёнок совершает навязанную ошибку (она доминирует в сознании), всё происходит примерно так, как говорил «Лидер». Приехали, в сознании неуверенность перешла на уровень страха. Дальше – больше и комплекс может закрепиться на всю оставшуюся жизнь.
Страх высоты – комплекс, который наверняка идёт с детства и появился на фоне неудачного опыта (падения с сильными ушибами). Опыт имел повторы, когда неуверенность в своих силах и возможностях переросла в страх, а затем и в комплекс.
Всё элементарно – ребёнок упал с дерева ( ветка сломалась, неудачно ухватился или переставил ногу). Ошибка прошла мимо сознания, а вот высота, падение, ушибы – зафиксировались. Ещё одно-два падения и родился страх. Дальше мозг довершит всё сам – человек начинает бояться высоты, как таковой. Разовьётся комплекс, который и начнёт всем управлять (на высоте будет развиваться учащённое сердцебиение, учащённое дыхание, головокружение, зажатость мышц). Человек в помещении на высоте 9-го этажа, но чувствует себя прекрасно. Крыша четырёхэтажного здания с ограждением и этот же человек к краю не подойдёт (страшно), а если подойдёт, то тут же начнётся головокружение и всё прочее.
Начнём с самого простого, попробуем сместить акценты, разложить страх на составляющие и изменить «мозговое построение».
Начертили на земле или положили два шнура длиной метров 5 на ширине 20 см друг от друга – воображаемый брус. Заходить за край «бруса» можно не больше 1/3 стопы (устойчивое положение для удержания равновесия). Человек пройдёт без проблем, даже руками балансировать не будет, мышцы ног отработают чётко и слаженно.
Теперь такой брус положили на землю (настоящий брус). Опять человек пройдёт безо всяких проблем, легко и непринуждённо.
Брус проложен через лужу и грязь (ни о какой высоте речь не идёт). Вот тут и начинаются «страхи». Человек не хочет испачкать ботинки, идёт медленно, осторожно, излишне напрягаясь (может даже балансирует руками). Условия те же, но появился страх, который и начал доминировать, хотя, по сути, для здоровья опасности никакой. Человек не уверен в себе, так как думает не о том, что ему надо пройти. Он боится наступить в лужу и его мышцами управляет СТРАХ.
Подняли тот же самый брус на высоту 50 см, под брусом трава или песок. Человек идёт спокойно, может лишь чуть медленнее – опасности никакой, всегда при потере равновесия можно спрыгнуть, но ноги встают как надо, мышцы выполняют свою работу без перенапряжения. Прошёл раз, два и каждый раз всё увереннее.
Усложняем задание, под брусом грязь. Человек только что выполнял это задание, когда внизу была травка и вот он уже не уверен в себе – появился страх испачкаться. Больше, чем уверен, что человек пойдёт крайне осторожно, напряжённо, балансируя руками и, не факт, что пройдёт. Опять в дело включился СТРАХ, который и стал доминирующим. Мозг «думает» не столько о том, как управлять мышцами и держать равновесие, сколько о последствиях падения.
То, о чём мы говорили, о формировании комплекса страха у ребёнка при падении с дерева. Так что задача не «победить страх», а правильно задать установку. В данном случае это установка «ПРОЙТИ» и совсем не важно, будет ли под брусом грязь или высота. Умение управлять собой, саморегуляция, позволяет задавать базовую доминанту в мозгу, а вместе с этим решать вопросы страхов и комплексов.
Вы можете сказать, что есть совсем не такие простые комплексы. Согласен, но дело в том, что все комплексы формируются по единым принципам, разные только вводные, приводящие к формированию страхов и комплексов.