Найти тему
Логопед Анна Полякова

Нейрологопедия в зоне Вернике. Нарушения понимания и формирования речи.

О поражении зоны Брока мы с вами поговорили, теперь давайте обсудим поражение зоны Вернике.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Человеческий мозг механизм сложный. В процессе речи задействовано множество его областей. Чтобы больной мог свободно воспроизводить речь ему необходим нормальный тонус речевого аппарата, хорошее владение артикуляцией, позволяющее воспроизвести нужные звуки, ну и самое главное осмысление полученной информации для ее воспроизведения.

Мышлением занимались многие умы, еще до изобретения МРТ и проведения сложных операций на головном мозге позволяющих квалифицировать работу отдельных мозговых структур с ее функциями учены определяли систему речи как сложный механизм базирующийся на 3х основных принципах.

1 Накопление информации от разных источников, здесь стоит уточнить, что мышление - это комплексный кодированный аппарат. Источники восприятия информации включают в себя слышимую, зрительную, обонятельную, осязательную информацию.

2 На второй стадии происходит обработка информации, сборка логической последовательности выстраивания стройности мысли и ее понимания. Формируется четкость и слаженность суждения. (Вот почему в своей диссертации по эхолалией я внедряю логическую цепочку математической последовательности относительно череды событий и явлений. Не развив логику запустить речь не удастся)

3 Третья часть речи отвечает непосредственно за само воспроизведение. Здесь работает центр Брока- отвечает за артикуляцию, в формировании речи так же принимает участие мозжечок и ствол головного мозга, поддерживающие тонус речевого аппарата.

Центр Вернике выполняет функцию первых двух пунктов, он отвечает за накопление и воспроизведение информации. Афазия Вернике формируется при поражении задней трети верхней височной извилины. Размер очага повреждения может быть очень разнообразным, поэтому повреждение часто распространяется на нижнюю теменную долю и среднюю височную извилину.

Представьте фразу "Медведь горит солнце по небу увесистая ночь".- Нам кажется это высказывание полным бредом. А для человека перенесшему инсульт в области зоны Вернике это не так. Он хотел сказать: "Этот крупный мужчина в жаркий деть отбрасывает на землю большую тень." Для него сказанная им фраза кажется вполне логичной. Ведь он подобрал схожие синонимы к каждому слову, и вроде бы даже сохранил логику событий.

Зону Вернике называют сенсорной зоной речи. К сожалению, помимо проблем с воспроизведением речи нарушается и слуховое восприятие. Больной часто перестает не только воспроизводить речь, но и понимать обращенные к нему высказывания. Поражение данной зоны считается одной из самых тяжелых форм речевого нарушения. Часто больные полностью утрачивают способность говорить, и изъясняются лишь парой звуков, либо повторяют однотипные фразы, запас которых крайне беден.

Как лечить данный недуг. Логопед искусственно наполняет словарь пациента, помогает ему вспомнить значение слов и терминов. Выстраивает связные словосочетания, а затем предложения. Работа ведется длительно и сложно.

В отличии от взрослых, имеющих опыт жизни до речевого поражения который помогает им в данном процессе, с детьми картина обстоит еще труднее. У взрослого человека информация о предмете записывается на нескольких уровнях и вспомнить и внедрить речевые понятия для него проще. Ребенку у которого нет речевого опыта словарь нужно формировать полностью с нуля, преодолевая мешающее усвоению информации речевое поражение. Отсюда и идет принцип необходимости повторять пройденный материал по 100 раз.

Не редки жалобы мам: "Почему чужие дети накапливают информацию сами, а мой малыш так не может, наверное он умственно отсталый. " Умственная осталось у такого ребенка может стать вторичным недугом, но первичным будет все-таки поражение мозга. К сожалению для таких детей требуется огромное количество сил и времени, чтобы внедрить, усвоить и запустить речь, сделать ее связной и логичной. Наладить процесс получения информации от разных источников и его обработку. Выстроить логичность высказывания.

Вы сталкивались с поражением зоны Вернике, какие методы коррекции были наиболее эффективны.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.