Найти тему
Елена Никитина

Я помню или остров детства...

Гастроном на углу 14 линии и Малого проспекта. В этом доме прошло детство.
Гастроном на углу 14 линии и Малого проспекта. В этом доме прошло детство.

Мне повезло. Когда у меня появляется ностальгия по детству, мне не надо лететь через всю страну на Дальний Восток, или ехать на поезде на север. Достаточно сесть в метро. И через тридцать минут я уже на Васильевском острове, на 14-ой линии.

Я часто туда езжу гулять, чтобы зайти во дворы, вспомнить детство. Чаще я это делаю одна. Я ищу любой повод, чтобы туда поехать. Например, в аптеку или театр. Жили мы на углу 14-ой линии и Малого проспекта. Я и родилась на 14-ой линии. Нас было семь человек, четверо взрослых, трое детей. Жили в комнате двадцать четыре метра, в коммунальной квартире. Окна выходили во двор.

Еще у нас была собака породы немецкая овчарка. Сейчас я думаю о том, как мы размещались в одной комнате? У каждого был свой "уголок" для учебы. Крестили меня в церкви Смоленской иконы Божией Матери, при Смоленском кладбище. Там же часто зимой, меня катали на санках. Продукты покупали в основном в Гастрономе на углу Малого проспекта. Вкус вафлей с повидлом, или вкусное развесное повидло в белых эмалированных емкостях, я помню и сейчас.

В магазине всегда пахло копченостями. Колбасами, рыбой. Жили тогда не богато, но были счастливы. Родители, бабушка с дедушкой, все работали на Васильевском острове. Это завод им. Козицкого и Балтийский завод. В праздники мы всей семьей ходили на демонстрации. В то время мы ждали праздники, радовались вместе со взрослыми. Радость еще была оттого, что
мы победили в ВОВ.

Прошло с ее окончания лет семнадцать, восемнадцать. Радость у людей была искренняя. И нам детям, очень передавалась. Потом вначале брат, затем я, пошли учиться в школу № 14 через дорогу, на этой же линии. Наша мама и мы с братом, ходили на занятия физкультурой, и в акробатические секции при Дворце культуры имени Кирова на Большом проспекте. В этом Дворце культуры после войны на танцах, познакомились родители.

А еще я помню, как мы шли с бабушкой по Малому проспекту, и вдруг на улице все стали ликовать, радоваться, обниматься. Гагарин полетел в космос! Я была еще дошкольницей. Летом мы выезжали на дачу под Вырицу. Лет пятнадцать назад, я шла по родной линии, и решила зайти в квартиру, где мы жили раньше. Мне любезно открыли дверь. Это была уже отдельная квартира. Я вошла в комнату, мне она показалась не такой большой, как в детстве.

Перед комнатой не было сундука, в котором в детстве, родители прятали подарки на Новый год и Дни рождения от нас. Но в коридоре по-прежнему шла по стене электропроводка, и стены были покрашены до половины в такой же цвет, как раньше... Чем старше я становлюсь, тем больше тянет в места детства и юности. Когда были все живы. Родители, брат, друзья по школе. Ведь детство, это такая пора, которая помнится до последних дней жизни...

Когда мне не хочется молчать одной, я беру с собой внучку. Ей все интересно, она задает вопросы. А я с удовольствием отвечаю. Ведь Васильевский остров, не только остров детства. Там мои мама с бабушкой жили в блокаду. Бабушка копала окопы. В блокадном Ленинграде ее сын, мой дядя, умер от голода. Он был подростком. А дед стал ополченцем от Балтийского завода...