Полицейский получил выплату за инвалидность 2 000 000 рублей. Надо ли делиться с женой? Разбираем очередное интересное решение суда.
Муж с женой состояли в браке с 1998 года, он служил в органах МВД России, боролся с оборотом наркотиков в России, и однажды получил серьезную травму при исполнении своих служебных обязанностей.
Мужчина был признан инвалидом 3 группы и непригодным более к службе в органах.
В 2019 году при увольнении он получил от УМВД России единовременное пособие за утрату трудоспособности в размере 2 000 000 рублей и выплату за получение инвалидности 872 103 рубля.
А когда в 2021 году грянул развод, супруга предъявила свои права на половину этих денежных средств.
Простая логика: "Всё, что нажили супруги в период брака - это общее имущество, а значит я имею право и на 1 000 000 рублей, и на 436 051,5 рублей!"
Мужчина возмутился, мол выплата-то моя. Она связана исключительно с выполнением мною служебных обязанностей, а ты-то тут при чем?
Нет уж, пошли в суд!
Суды
Решение суда первой инстанции было "выплату не делить".
Действительно, статья 34 СК РФ говорит, что все доходы от трудовой деятельности супругов являются совместным имуществом. Но такие доходы не должны иметь целевого назначения, включая утрату трудоспособности. А значит эта выплата принадлежит лично мужу и разделу не подлежит.
Но апелляция с такими выводами не согласилась:
Суд решил, что в данном случае произведенные МВД выплаты регулируются ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ", являются социальной гарантией и не носят целевого назначения. Следовательно, разделу подлежат. Кассация согласилась.
А вот ВС РФ решил иначе
Он указал на ст. 43 ФЗ "О полиции", в которой указано, что выплаты единовременного пособия, связанные с возмещением вреда, причиненного здоровью сотрудника полиции, имеют цель. А именно осуществление гарантированных Конституцией РФ прав и компенсаций сотрудников внутренних дел.
То есть государство при назначении такой выплаты преследует строго определённую цель - материальную и моральную компенсацию сотруднику полиции всякого вреда, связанного с исполнением им своих служебных обязанностей (социальная гарантия).
При этом, к социальным выплатам такие компенсации не имеют никакого отношения, так как это обязанность государства (возместить ущерб определенной категории государственных служащих), и данная обязанность не связана с какими-либо сборами и взносами граждан, произведенными в ФСС РФ.
Таким образом, выплата в размере 2 000 000 рублей носит целевое значение и не входит в состав общего имущества супругов.
Так, ВС РФ отменил апелляционное и кассационное определения и вернул дело, а супруга бывшего МВД-шника осталась без денег.