Найти тему

Про совесть

В одном совхозе* произошла такая история.

Один молодой человек окончил школу и пошёл работать в совхоз пастухом. И как-то вечером, загоняя скот на ферму, он сильно пришпорил своего коня. Конь вздыбился, рванулся в сторону. А рядом была яма с навозной жижею. И конь с парнем прямиком заскочил в неё. Парень сумел добраться до края ямы и выбраться из этого болота. Но пока ходил за подмогою, конь утоп. А конь-то был – совхозный.

sovch.chuvashia.com - источник фото
sovch.chuvashia.com - источник фото

На другой день на собрании в совхозе возмущенные жители потребовали провести народный суд над парнем за уничтожение народного имущества, доверенного ему. Делать нечего, председатель собрал суд и на нём выступают активисты. Требуют:
- Наказать парня! Отправить его в тюрьму!
- За порчу имущества надо нести ответственность!
Дошла очередь выступать и до председателя совхоза. Встал он и обратился к односельчанам с такой речью:
- Уважаемые односельчане, сколько лет нужно, чтобы вырастить коня?

Ему все хором:
- Два года!
- Правильно,- отвечает председатель.

- А сколько лет нужно, чтобы вырастить человека, выучить его, профессию в него вложить? Лет 16-20. Парень виноват, спору нет. Но за то время, что он проведет в тюрьме, он сможет вырастить не одну лошадь, если будет работать справно… Все ошибаются. Но молодость - это не преступление. Это горячность, нетерпеливость, и его нужно простить! Но за коня надо одновременно и наказать, но по справедливости.
Пусть пока свою горячность и нетерпеливость на службе у государства проявит. В армию сходит. Без мамкиной юбки самостоятельно поживёт. Отцов-командиров послушает. С людьми из других мест пообщается.

Послушали люди своего председателя и не пожалели. Сходил парень в армию, вернулся в родной совхоз. Стал работать скотником, а потихоньку дорос и до уважаемого животновода. Но никогда он не забывал о том, что сам-то выбрался из навоза, а вот животное погибло из-за него.

Помнить – это самое страшное наказание оказалось для того животновода. Другие забыли о его проступке. А он нет.