Трансмиссией автомобиля называют механизмы, служащие для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, а так же регулировки тяги в зависимости от условий дороги.
Состав трансмиссии
Трансмиссия грузового автомобиля состоит из следующих элементов:
- сцепления;
- коробки переключения передач (КПП);
- конической пары зубчатых шестерён;
- карданного вала;
- дифференциала;
- полуосей.
Сцепление передаёт крутящий момент от двигателя на входной вал трансмиссии и при переключении КПП кратковременно отсоединяет трансмиссию от двигателя. После КПП крутящий момент передаётся на карданный вал, скорость вращения или усилие задаётся передаточным числом. С помощью конической пары задаётся направление потока крутящего момента, благодаря чему автомобиль двигается вперёд или назад.
Кардан представляет собой шарнирный механизм, который передаёт крутящий момент на редуктор ведущего мост автомобиля. С помощью дифференциала и полуосей обеспечивается вращение колеса с различной угловой скоростью, т.к. при поворотах или движении по неровной дороге колёса проходят разное расстояние.
Трансмиссию принято называть по типу передачи крутящего момента: она бывает механической, гидромеханической, гидравлической, электромеханической и т.д. По способу переключения у грузовиков наиболее распространены механические (с ручным управлением, КПП) и автоматические (АКПП).
Механические трансмиссии с ручным переключением передач отличаются более высокой надёжностью, ремонтопригодностью и невысокой ценой.
Трансмиссия в грузовиках SHACMAN
Трансмиссия грузовиков SHACMAN выполнена на базе мостов производства Hande. Ведущие мосты с одноступенчатым редуктором (серия Styer) производятся по технологии MAN.
На грузовики устанавливается КПП производства FAST. В России наиболее распространены 10-ступенчатая коробка 10JS160TA, и 12-ступенчатые 12JS160TA и 12JS160T. Ранее на грузовики SHACMAN устанавливалась 9-ступенчатая RT11509C.
В отличие от 12-ступенчатых, 9 и 10-ступенчатые КПП не имеют синхронизатора, выравнивающего скорости вращающихся шестерён, и требуют более грамотной эксплуатации. Ресурс 12-ступенчатых КПП больше, при этом 12JS160T является т.н. «медленной» коробкой и она устанавливается на карьерные грузовики. В последнее время все чаще на грузовики SHACMAN устанавливают синхронизированные КПП с 16 передачами (модели 16JS).
Синхронизированные коробки характеризуются плавной и равномерной работой, они меньше весят. При переключении передачи нет необходимости в двойном выжиме сцепления, что является значительным плюсом для водителя.