Вряд ли кто-то возьмется осветить такую тему в крохотной статейке формата дзена. И я не возьмусь. Во-первых, это неплохо сделал Борис Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси», во-вторых, безумно интересно и оригинально данная тема освещена Анатолием Абрашкиным в книге «Русские боги».
(https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/141622-anatolij-abrashkin-russkie-bogi-podlinnaya-istoriya-arijskogo-yazychestva.html#text )
Впрочем, я уже высказывался не сей счет в статье (http://pravosudija.net/article/vladimir-tereshchenko-prizrak-brodit-po-rusi-oy-ty-goy-ego-esi), хоть она и на другую тему.
Скажу главное – по-моему их никогда не существовало. Таким образом название статьи как оно есть на мой взгляд несет изрядную долю неправды про наших предков, а мы взялись найти правду, истину и получается, что сразу же чуть-чуть привираем.
Чтобы соединить эти понятия какой-то осмысленной логикой, можно было бы между словами поставить тире, и в этом была бы сущая, сермяжная правда. Правда-правда. Но никто не поверит в такую правду и решит, что автор окончательно обальтернативился. Хотя и обещал держаться в научных рамках.
Просто выскажу некоторые соображения, не обретшие пока ни системы, ни обоснованного стройного вида. Они разрозненны и тем больше в них смысла.
1.Мы знаем, что одним из русских «языческих» богов являлся Велес.
"...чи ли въспети было вещей Бояне, Велесовь внуче!"
Это из «Слова о полку Игоревом». Прекрасный источник, лучшие применение которому нашел композитор Бородин, использовав его в качестве либретто для своего «Князя Игоря». Помните этот замечательный плач Ярославны?
-Но я другому отдана и буду век ему верна.
Что в этом имени Велес сразу же бросается в глаза? Совершенно нерусское окончание «ес». Чи латинское, чи греческое. Если его отбросить, останется слог «Вел» в самых разных языковых вариациях ИЕ – Бал, Вал, Баал, Ваал и конечно исходный «Бел», вынуждающий нас вспомнить о тире, что мы себе категорически запретили.
С большой вероятностью сие «русское» божество занесено на русскую землю греко-византийскими пиарщиками, изначально планировавшими «борьбу с русским язычеством», для чего привезли с собой всевозможные заготовки.
Кроме заготовок требовались реальные имена русских языческих богов. Ведь не с пустыми же руками да собственным креативом ехать к непредсказуемым и буйным русам, надо что-то и правдоподобное привезти. Обратились к знатокам этой далекой страны. Как там у русских с их богами, что разведка доносит?
- Русские бога славят, хотя какого - черт его знает.
-Так у них единобожие разве?
-Этого никто не понял, но славят постоянно. Как что случится – солнце выглянет или, наоборот, дождик пойдет, нашего брата монаха собака покусает или какая экзотическая хвороба его возьмет – знай сразу: «Слава Богу! Слава Богу!»
Ага, подумали дошлые греко-византийцы, значит это не русы, а славяне. Так и постановили промеж себя звать русов впредь.
-А к какому богу они обращаются, когда чего-то попросить хотят? Просят же они какого-то бога, молятся кому-то? Не само же у них все растет и благоухает, аж до нас этот соблазнительный запах доходит. Кто-то ведь поставляет им ихнюю манну небесную.
-Постоянно просят. Хоть в магазин собрались, хоть на поле, хоть на охоту, хоть на войну, хоть очередную гадость нашему брату монаху подстроить, а на каждом слове «Дай бог!», то есть просят безо всякого почтения, как мы своими рабами понукаем.
Церковники внимательно выслушали резидента и сделали одинокую запись заглавными латинскими буквами (однако без заведенной транскрипции, отчего всегда все беды с этими переводами с языка на язык):
DAJ BOG
Бестолковые пресс-секретари, получившие сие указание в методичках для будущих миссионеров и уже укоренившихся на русской почве греко-византийских монахов так и растиражировали: «Главный русский бог Дажьбог».
Вряд ли хоть где-нибудь хоть когда-нибудь в мире новый бог обретал такую скорую жизнь, как этот русский небесный покровитель.
У упомянутого выше Абрашкина в книге масса наблюдений, например, совпадение названия различных богов иных культур и русских местоимений. Например,
Он – Ан (Шумер)
Его – Йево (Палестина)
Ему – Йима (индоиранцы)
Тот – Тот (Египет)
И пр.
А уж россыпь русских богов озадачит любого и верующего, и альтернативщика.
Пыр, Уд, Русалки, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, Иван и Марья Моревна.
Прежде, чем смеяться, например, над Пыром, можно попытаться его сопоставить с более известным Перуном. Что касается негативного окраса данных мифологических персонажей, то в логике Абрашкину (кстати, доктор физико-математических наук) точно не откажешь:
«Один из законов мифологии гласит, что чем древнее божество, тем больше в нем замешано отрицательных черт».
Нужно было бы написать про Рода и Рожаниц, которые по Рыбакову – главные русские боги, но тут такая загагулина. В одной из первых статей я приводил словесный ряд, выделяющий славянское племя из других, живущих на земле – род, народ, природа, родина и пр. И сейчас было бы самое время взгромоздить поверх этого ряда Рода с Рожаницами и краснеть от удовольствия. Мы, дескать, прямые, так сказать, наследники. Но русский человек чужд какого-либо пафоса и даже в торжественный момент может отпустить самую неприличную шутку. Что он и делает, воздвигнув в божественный пантеон «святую троицу» - Рода и Рожаниц. Дело в том, что основное содержание этого имени – это Яр (он же Пыр), тот, кто наяривает (пыряет) или попросту половой член. Как далеко это зашло, могут подтвердить знатоки Индии.
Вот из всех этих соображений вместе с повседневным многолетним опытом русского человека я никак не могу поверить ни в каких русских богов. Не было им места в сложной и одновременно простой трудовой и боевой жизни русского народа. А все эти слова, имена – это лишь то и дело меняющиеся образы, используемые для того, чтобы оживить мир вокруг себя, так как русские на дух не переносили и не переносят ничего мертвого и искусственного.