Руководитель американского космического агентства Билл Нельсон заявил комитету Палаты представителей, что неудавшийся орбитальный полет SpaceX Starship не станет серьезной проблемой в планах использовать этот аппарат для высадки астронавтов на Луну в 2025 году.
Защищая перед Комитетом по науке Палаты представителей 27 апреля бюджетный запрос агентства на 2024 финансовый год, Нельсон сказал, что SpaceX будет готова предпринять еще одну попытку запуска звездолета всего через два месяца.
«Взрыв — это небольшой депрессант», — сказал он о неудавшемся полете космического корабля Starship Super Heavy с испытательного полигона SpaceX в Бока-Чика.
Транспортное средство, у которого отказали несколько двигателей, начало кувыркаться в воздухе через несколько минут после старта и было уничтожено через четыре минуты после старта.
Нельсон объяснил, что SpaceX придерживается «аппаратно-насыщенного» подхода к разработке транспортных средств, когда в производстве находится несколько кораблей Starship и ускорителей Super Heavy. «Это их образ действий. Они запускают, и, если что-то идет не так, они выясняют, в чем дело, возвращаются и снова запускают», - пояснил глава агентства. NASA связалось со SpaceX и ожидает, что компания в ближайшее время повторит попытку запуска. «На сегодняшний день SpaceX все еще заявляет, что, по их мнению, потребуется не менее двух месяцев, чтобы восстановить стартовую площадку, и около двух месяцев, чтобы их второй корабль был готов к запуску».
Генеральный директор компании Илон Маск публично озвучил аналогичные графики. Однако возможность повторного запуска корабля зависит не только от ремонта стартовой площадки и сборки следующего корабля, но и от завершения расследования запуска 20 апреля и одобрения Федерального авиационного управления, которое выдало лицензию на запуск аппарата.
NASA внимательно следит за развитием проекта Starship, поскольку два года назад агентство выбрало этот аппарат для своей программы Human Landing System (HLS). Лунный посадочный модуль Starship будет использоваться для доставки астронавтов на поверхность Луны (Artemis 3 и Artemis 4) в рамках контрактов на общую сумму 4 миллиарда долларов. В дальнейшем Starship будет применяться и в более поздних миссиях.
Отвечая на вопрос председателя комитета, члена палаты представителей Фрэнка Лукаса, о реализуемости графиков лунной программы, Нельсон сказал, что ожидает, что Artemis 2 будет запущена «в конце 2024 года», а Artemis 3 последует примерно через год. «Я уверен, но еще многое предстоит сделать», — сказал он о расписании этих миссий.
Согласно заявлению, опубликованному NASA в марте 2023 года, «Артемида-2» должна быть запущена в ноябре 2024 года, а «Артемида-3» — в декабре 2025 года.
Artemis 4 перенесли с 2027 на сентябрь 2028 года. Нельсон пояснил, что движущим фактором этого промаха была задержка в разработке системы космического запуска, которую строит Boeing. «Некоторое дополнительное финансирование могло бы помочь исправить это», — предположил он.
Члены Палаты спросили Нельсона о последствиях потенциального сокращения бюджета, на тот случай, если вступит в силу общий план расходов, частично одобренный Палатой представителей 26 апреля и предназначенный для сокращения бюджетного дефицита. Такой план, по мнению членов Палаты, может сократить бюджет космического агентства на 22%.
«Это было бы катастрофой. Мы задержимся», — ответил Нельсон. То же самое будет, если Конгресс примет постоянную резолюцию на весь год, сохранив финансирование на уровне 2023 финансового года, и не примет предлагаемое увеличение на 7% на 2024 год. «Это тоже будет плохо», - сказал он.
По словам руководителя агентства, такие сокращения исключат вероятность переноса Artemis 4 обратно на 2027 год. Это также отодвинет Artemis 5, которая должна использовать посадочный модуль, разрабатываемый вторым поставщиком. Без дополнительного финансирования миссии могут быть перенесены на 29, 30, 31 год. Сейчас Artemis 5 запланирована на 2029 год.
Нельсон сказал, что необходимо было сразу выбрать еще одного поставщика для программы HLS, кроме SpaceX. Но это решение было основано на доступном финансировании и предложении SpaceX, стоимость которого было намного ниже, чем у конкурентов. «Мы не хотим оставлять все яйца в одной корзине посадочного модуля SpaceX. Мы хотим иметь еще один посадочный модуль».
Зои Лофгрен члена комитета, члена палаты представителей от штата Калифорния прокомментировала это заявление: «Должна сказать, когда я увидела, как взорвалась эта ракета, я подумала: слава богу, на борту нет людей. Иногда тот, кто предлагает самую низкую цену, не самый лучший выбор.»
Источник SpaceNews.