Можно рассмотреть и попытаться понять только в контексте культовой системы Святилища. Глубоко структурированный, охватывающий все тонкости и многочисленные грани ритуал происходил каждый день в служении ветхозаветного священного служения. Множество жертв, от ежедневных приношений агнцев, утром и вечером, от специальных, таких как жертва за грех, занимающей центральное место во всей культовой системе, до жертв благодарственных и так далее, все они служили одной цели - осветить многие аспекты и таили в себе такие смыслы, что до сей поры не представляется возможным осознать их в полной мере. Вся целостная структура годового служения в скинии в пустыне, и позже в Храме, специально построенном, наводили на мысль о Предстоящей, Настоящей Жертве. Даже совершаемое один раз в год в Йом Киппур (судный день) приношение двух козлов, один для Господа, второй для отпущения также носило определенный смысл и входило в целостную композицию общего замысла и содержали в себе определенные тонкости грядущей Жертвы, что в конечном итоге вылилось в смерти Сына Божия на кресте.
Человек никогда, даже в течение бесконечных веков Вечности не сможет поставить точку в попытках осознать грандиозность и непреходящее значение того, что ранее наблюдалось в ежедневных ритуалах и позже всем своим бездонным смыслом в приношении Господа Иисуса в жертву за грех мира и его искупление. Это будет темой номер один в размышлениях спасенных, и раны на руках и ногах Спасителя всегда останутся в напоминание о Искуплении.
Все остальное, все что человек думает о Христе в отрыве от древнего культового служения, является не чем иным, как грубой попыткой представить Христа кем угодно, но только не Искупителем. Все произносимое и выдумываемое уводят от настоящих смыслов, и лишь в контексте обрядовой системы, мы можем в полной мере попытаться осознать, кем на самом деле является Христос.
Изначально, я планировал назвать сегодняшнюю публикацию, "Крайняя степень отторжения Мессии". Чтение 53-главы книги пророка Исаии подталкивало к такому заглавию. Но, дабы не травмировать души читателей, я пытаюсь как можно осторожнее высказываться, так как чтение вышеупомянутой главы вывело меня на новые реалии.
Вообще 53-глава книги Исаии, содержит в себе такой поворот событий, что ставит ее в разряд неожиданных, совершенно не предполагаемых ранее сюжетов. Раб Божий, главный герой всей главы, переносит такие мучения и идет таким путем, что заевшимся (уж простите за грубость) от обилия информации современным христианам и не снилось. Стереотипы и рафинированность евангельских образов, настолько плотно вошли в высшие слои мозга, что, если говорить о настоящем, о том, что говорит пророк, можно быть отлученным от церкви и преданным анафеме.
В этой главе есть слова и тексты, которые при ближайшем рассмотрении приводят к подозрению, и постепенному понимаю, на которые, может быть, потребуются годы духовного опыта, исследований и молитв, но образы Страдающего Раба, изображенного пророком, на самом деле приводят к тому, что до человека постепенно доходит насколько страшным и воистину отвратительным было для Сына Божия пройти этот путь.
"Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его." (Ис. 53:2-3)
Это лишь малая часть, того, что выпало на долю Господа Иисуса Христа. Общественное осуждение, неприятие, отвращение, презрение и прочее, затрагивают мнение людей о Нем. Но самое страшное, и таинственное кроется гораздо глубже, уводит в такие глубины трагедии греха, где Сыну Божьему предстоит перенести непонятное погрязшему в пороке человеку. Мы никогда в полной мере не поймем, что происходило в мыслях и чувствах Сына Божия, в тот момент, когда Он висел на кресте.
Весь ужас сцены, развернувшейся в тот памятный день за пределами Иерусалима, вобрал в себя абсолютно все грани искупительного служения, совершаемого в течение более тысячи лет в древнем Святилище. Все тонкости, все аспекты, абсолютно все встретились в тот день со своим Прообразом или Оригиналом. Все что было заложено в древние свитки, все тщательные повеления о той или иной жертве, наконец обрело настоящий смысл, вплоть до разорванной Завесы, символизирующей начало новой эры, где Бог идет навстречу людям, и первый примиряется с ними.
Самым сложным для осознания текстом во всей 53-главе книги Исаии, по праву можно считать следующий:
"От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь." (Ис. 53:8)
Фраза "отторгнут от земли живых" является наиболее сложной, как для перевода, так и для попыток осознать масштаб и трагедию греха.
Дело в том, что слово "отторгнут" в оригинале Ветхого Завета в своей однокоренной форме, приводит нас к 16-главе книги Левит и это слово находится в текстах, повествующих о козле для отпущения.
"И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню." (Лев. 16:21-22)
"Земля непроходимая", и фраза "отторгнут от земли живых" - восходят к одному и тому же корню "gzr" и дают потрясающую основу для попыток прочувствовать весь трагизм ситуации и глубочайшей боли Сына Божия на кресте. Оба слова с этим корнем выражают идею "отрезания" и некоторые переводы Библии на английский язык эту мысль подчеркивают, когда используют словосочетание "cut off". Если вы владеете английским или хотя бы читаете на нем, то это можно обнаружить.
Козел для отпущения отправлялся за пределы стана и уводился специальным человеком в дикие места, где и погибал в конце концов. Следует обратить внимание на еще один аспект. Слова "грех", "преступления" и "беззакония", используются в ритуале исповедания, и все эти три слова появляются в 53-главе книги пророка Исаии. Случайно? Думаю нет.
Весь ужас, происходящего со Христом, как раз и состоял в том, что Он по всей видимости ощущал Себя покинутым, оставленным и обреченным на погибель. У меня нет слов, чтобы до конца выразить весь масштаб беды. Сам Иисус однажды выразил Свое состояние такими словами: "Душа Моя скорбит смертельно"!
В какой-то мере представить то, что испытывал Иисус, можно если вспомнить одно Его высказывание, которое постоянно крутиться у меня в сознании: "Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?" (Лук. 11:11) Именно этот отрывок в некоторой степени отражает происходящее на кресте. Момент, когда Господь закричал "Боже Мой, почему Ты оставил Меня?", становится ключевым. Это все равно, что ребенок подбежит к отцу, протягивая руки, прося защиты, плача и рыдая, а в ответ услышит; "отойди от меня, я не знаю тебя". Чувствуете боль? Кстати, подобные слова также есть в евангельских текстах. "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." (Мф.7:23) Это уже будет относится к тем, кто отвергнет спасение и не примет жертву Страдающего Раба. Надеюсь аналогия понятна, хотя и очень слаба.
Подозрение о связи Сына Божий с козлом для отпущения возникло у меня не вчера, а примерно лет десять назад, а может и более. Меня всегда волновал текст в послании к Еврееям.
"Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание." (Евр.13:11-13)
Я предвижу ваши возражения, и они вполне возможно обоснованы, но я хочу повторить мысль, озвученную выше. Вся целостная структура служения во Святилище, подробно описанная в книге Левит, во всей своей полноте воплотилась в смерти Сына Божия на кресте.
Не спешите с выводами, подумайте о прочитанном.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду искренне благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243