Через 100 лет, когда растает Эльбрус...
Ледники на Кавказе исчезнут вообще...
Это не гадание, не предсказание. Модель будущего вполне научна.
Я была здесь 20 лет назад, запомнила, как долго-долго шли пустынной, узкой, загадочно красивой дорогой. Как скалы теснились и нависали, и от взгляда наверх кружилась голова. Как шумела вода. Ревела вода. Падала вода. Как из-за поворота открывался водопад. Бежишь к нему, вдыхаешь его, и еще прибавляешь шаг – скорее к следующему, он еще интереснее.
Я была здесь в это воскресенье. Носочки, платочки, следочки – где же ущелье? Ааа, все на месте. Проглядывают между трепыхающемся на ветру бельем и скатертью несамобранкой с баночками, скляночками, кулечками… - когда-то виденные склоны и скалы.
Это не я дошла, это цивилизация дошла
Орут генераторы. Это дорогу ремонтируют. Вероятно, совсем обваливается под тяжестью товаров и точек общепита, построенных по принципу «я его слепила из того, что было». Есть Камазы, есть сваебойная машина, есть бетономешалки, есть загородки, трубы, палки, арматурины – а где водопады?
Может дальше?
Но дальше мостик через поток, красивый мостик, новый. Он ведет в кафе – тоже красивое и новое. А где водопады?
Еще дальше?
Но дальше средь улья шашлычных интригующая надпись «Ступени к счастью». Не упустить свое счастье? Нет в моей памяти о счастье ступеней, я пойду искать водопады.
Странно. Есть труба. Из скалы. Местные набирают здесь воду. С другой стороны дороги труба шире, из нее бурлит поток. Но это не Чегемский водопад же?
Наконец, встречаю скромную струйку. Она прижалась к скале, капает немножко. И небольшой водопадик встречаю (потом оказалось, это и был Большой Чегемский водопад). Правда он летит в нечто огороженное бетонными блоками, и блоки валяются прямо в потоке, но я же на верном пути?
Иду и иду, торговки пропали, кафешки пропали, машины пропали, пони, верблюды, носки и папахи, запахи шашлыка и нужные домики «нужники» пропали.
Люди тоже пропали. Но вот молодой парень с красивой девушкой, спрашиваю:
- Где водопады?
- А вы прошли их. Дальше ничего не будет уже.
- Как так?
- Обмелели, - парень грустно пожимает плечами.
Рабочий момент
Неужели никого в республике не волнует судьба Чегемских водопадов? Конечно волнует. Ведь именно поэтому в Чегемском ущелье ведутся дорожные работы. Прекрасное место, вероятно, хотят не только сохранить, но и улучшить, сделать безопаснее.
- Безопасность на первом месте, - рассказывают в пресс-службе Минтранса Республики. – Сейчас ведутся берегоукрепительные работы на участке от Хушто-Сырта до Чегемских водопадов. Это около 2 км узкой и сложной дороги. Планируется завершить реконструкцию в 2024 году. Провели освещение, что позволяет работать круглосуточно, но зато останавливаться в выходные, когда увеличивается поток туристов.
Так что, да. Сегодня провода лезут в кадр, мешают насладиться красотами, но это, увы, необходимость.
Отдельный вопрос про бетонные плиты, которые валяются в реке прямо у самого красивого места того, что осталось от Большого Чегемского водопада. Тоже рабочий момент. В Минтрансе заверяют, что после окончания работ все будет убрано, вычищено, приведено в порядок. Так что – ждем.
Уничтожу водопад. Недорого.
Кстати, была недавно в Чегемском районе еще одна история с водопадом. Другим. Царским. Гедмишх. Дело было в чем. Нахватало жителям 15 сел Зольского района питьевой воды, сети старые, строились давно, изношенные. И чиновники решили проблему решить. За счет водопада. Уникального, между прочим. Краеведы, активисты и журналисты называли его одним из самых красивых в Европе.
«С высоты более шестидесяти метров, опоясывая полукружьем скальной выступ, вниз несутся водяные потоки. Их периметр приближается к сотне метров. Гора… многоцветная – ярко-кремовая… с многочисленными гротами и каменными навесами…, имеет сказочно-таинственный вид…», - писал в 2010 году писатель и издатель Виктор Котляров. Он называл это - искрометной, волшебной картиной.
Так вот, искрометность чиновников не впечатляла, и родники, питавшие водопад развернули для питания водой 15 сел. Большая странность – ведь можно было брать воду не выше водопада, а ниже его, легко сохранив уникальную красоту. Но тогда нужно было бы строить, то ли насосы, то ли очистные сооружения. В материалах темы чиновники приводят разнообразные и каждый раз разные причины удорожания работ. О каких суммах речь? Ну, например, «об экономии электроэнергии в количестве более 10.5 млн/кВт часов в год» (данные из открытых источников за 2019 год.)
Тревогу били все неравнодушные. Петиция в защиту водопада собрала более 50000 голосов. Добивались экологической экспертизы. Писали в администрацию Президента. Но…
В 2015 году заместитель министра строительства и ЖКХ Кабардино-Балкарии Руслан Этезов заверил, что "водопад как был, так и будет. Мы заберем только четвертую часть воды, остальное останется" (из открытых источников).
На самом деле черед год исчезло примерно 30% воды. Сейчас Гедмишх уже практически не водопад.
В голове не укладывается, правда? Почему же так произошло? Ходил один упорных слух, что дело вовсе не в 15 селах Зольского района, что водицей хотели снабжать еще и Ставропольский край… Но слух, он и есть слух.
Кого волнуют исчезающие водопады?
Самый интересный вопрос – а насколько волнует администрацию Республики возможное скорое исчезновение еще и Чегемских водопадов – остался открытым. Ответить на него может, мол, только заместитель главы по вопросам жизнеобеспечения и безопасности Чегемского Муниципального района. А он трубку на рабочем месте за два дня так и не поднял. Вероятно, решает проблемы на выездах. К кому же, кончатся водопады, можно будет продавать хычины, так? Вон сколько труда для этого приложено, инфраструктурка обустроена.
Когда чиновники молчат, говорят ученые: через 100 лет, когда возможно растает Эльбрус...
Но почему мелеют Чегемские водопады - ответ есть. Дело в глобальных процессах на планете.
- Чегемские водопады – карстовые, это значит берутся из подземных вод, - рассказывает старший научный сотрудник института экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН Рустам Темботов. - А подземные воды - из осадков. А в последние десятилетия осадков в регионе выпадает мало. Есть данные, что с 2010 по 2020 гг. количество осадков снизилось с 5200 мм в год до 3800.
Чегемские водопады скоро могут иссякнуть совсем?
- Наоборот, из-за тех же глобальных мировых процессов ускоряется таяние ледников, - объясняет Рустам Хасанбиевич. – То есть сейчас Чегемские водопады питаются из ледников. В ближайшие годы полное исчезновение им не грозит. Но задуматься есть о чем. Например, с 60-х годов прошлого века на Кавказе исчезло 330 ледников. Стремительно тает снежный покров Эльбруса, за 20 лет площадь льда сократилась почти на 10%, а объем в то же время на 23%. Есть такая печальная модель будущего, согласно которой к 2100 году в лучшем случае растает 60-80% ледников, а в худшем – ледники на Кавказе исчезнут вообще.
Вот такие неутешительные предсказания.
Самое время задуматься еще раз о хрупкости природы и бытия. О возможностях исправлять хоть некоторые ошибки. Вспомним тот же, питавшийся из родников, уничтоженный чиновниками, Гедмишх. Можно ли восстановить его?
- Сверху нарушено русло, - размышляет Рустам Темботов, - но если все восстановить и дать время… годы… Хотя, все равно того, что было – уже не будет.
Продавцы воздуха
Как было - не будет. Мы живем в новом мире. Он очень отличается от прежнего. Но в нем тоже наступает лето. А значит, скоро сезон экскурсий. Приедут со всей страны уставшие люди, чтобы подышать красотами Кавказа.
Все продающие экскурсии на Кавказ – в какой-то мере продавцы воздуха. Того воздуха, который напитывает счастьем, который исцеляет душу. Все эти вершины, теснины, каскады, водопады нельзя пощупать – ими можно только дышать. Влюбиться раз и навсегда и мечтать вернуться за новой порцией любви, за новым глотком восторга и… воздуха. Только в Чегемском ущелье воздух сейчас… немного не тот. Без восторга, точно.
И много ли найдется желающих посмотреть на Чегемский базар? Нет, наверное. Но придется. Направление-то популярное. Не зря же кафешки строили, не напрасно же носки вязали.
А водопады… конечно… жаль.
Хотя, есть там, неподалеку, еще один водопад – Адай-Су - Малый Чегемский, в двух километрах от поселка Нижний Чегем. Ему пока не мешают ни чиновники, ни глобальное потепление, ни количество осадков. По досточке через неширокий поток, немного пройти тропинкой, и вот она – падающая со скалы вода, шумит и радует – несмотря ни на что.
Светлана Соколова