Найти тему
Петр Власов

Небо Польши: трудный день 1 сентября 1939 г.

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

1 сентября 1939 г. в небо Польши вторглись сразу два Воздушных Флота Германии. Со стороны Восточно-Прусской границы, откуда надвигалась группа армий «Север», наступал 1-й Люфтфлотте генерала Кессельринга, а со стороны польско-чехословацкой границы (в составе группы армий «Юг») - 4-й Люфтфлотте генерала Лёра. Оба эти флота имели в своем составе около 2.000 самолетов. Им противостояли польские ВВС общей численностью 824 самолета, из которых только около 400 были боевыми.

В разных источниках цифры состава немецкой и польской авиации очень сильно отличаются. Известно, что на польской границе находилось 456 немецких истребителей, но непосредственно в боях со стороны Германии участвовало, видимо, только от 135 до 202 Bf.109 и 95 Bf.110. Кроме того, в налетах на Польшу принимали участие 810 бомбардировщиков Не.111 и Do-17, 366 пикировщиков Ju-87, 40 штурмовиков Hs-123 и 421 самолет-разведчик.

Со стороны Польши против агрессора боролись 116 (по другим сведениям 160) истребителей PZL P.11 и Р.7. Им помогали 36 бомбардировщиков PZL-37 «Los», 118 легких одномоторных пикировщиков PZL-23 «Karas» и 84 разведывательных самолета различных типов.

Авиация сыграла огромную роль в этой войне - ведь завоеванное немцами (несмотря на сопротивление польских летчиков) господство в воздухе позволило германской армии продвигаться вперед быстрыми темпами, и разгромить польские войска всего за 18 дней.

Сравнение авиации противоборствующих сторон

Основным истребителем германской авиации являлся Мессершмитт Bf.109 двух модификаций: D и E. Большинство составляли самолеты серии Е («Эмиль»), Bf.109D («Дора») уже сходил со сцены как устаревший. Это были скоростные для того времени машины: «Дора» летал со скоростью 500 км/ч, а «Эмиль» - в зависимости от версии: Е.1 давал 540 км/ч, а только начавший поступать в войска новейший Е-3 – 560 км/ч. Устаревающий «Дора» имел 4х7,92-мм пулемета; «Эмили» были вооружены более серьезно. Е-1 имел 4х7,92-мм пулемета в крыльях, и 1х20-мм пушка в развале цилиндров мотора (правда, она из-за перегрева постоянно отказывала). На Е-3 стояли 2х7,92-мм пулемета и 2х20-мм крыльевых пушки, работавших, «как часы». К тому же пилот на Е-3 был защищен бронеспинкой.

-2

Еще одним германским самолетом, активно участвовавшим в польской кампании, стал тяжелый двухмоторный двухместный истребитель Мессершмитт Bf.110C. Этот самолет также летал со скоростью 540 км/ч, правда, был менее маневренным; зато имел еще более мощное вооружение: 5х7,92-мм пулеметов и 2х20-мм пушки.

Естественно, что противостоять на равных этим самолетам польские истребители не могли. Ведь их устаревший истребитель PZL P.7, имевший всего 2х7,7-мм пулемета, летал со скоростью 320 км/ч, а «новейший» PZL P.11 давал максимум 390 км/ч, причем только часть из этих машин вооружалась 4х7,7-мм пулеметами… В результате польские истребители не могли догнать в горизонтальном полете даже некоторые типы немецких бомбардировщиков, а уж надежно поразить эти цели из своего слабого оружия для них было тем более проблематично. Однако поляки при таком неравенстве сил сумели нанести противнику существенный урон! Единственным преимуществом польских машин была отличная маневренность, и поляки использовали это достоинство максимально…

-3

Основную часть бомбардировочной авиации Польши составляли ближние бомбардировщики PZL.P-23 «Karas». Они представляли собой двухместные одномоторные самолеты с полуоткрытой кабиной. Р-23 обладали небольшим потолком высоты и низкой скоростью (максимум - 319 км/ч), бомбовая нагрузка не превышала 700 кг. Только 80 машин этого типа были оснащены радиостанциями.

К началу войны единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим стандартам времени, был P-37 «Los» - четырехместный самолет с двумя мощными двигателями и бомбовой нагрузкой около 2,5 тонн. Этот самолет летал быстрее, чем польские истребители (максимальная скорость около 440 км/ч), однако уйти от Мессершмиттов «Los» уже не мог… Его поставки начались только в конце 1938 года. Всего было заказано 150 машин, но только около 70 самолетов были готовы до начала войны. Еще более трагичным для Польши был тот факт, что из всех самолетов «Los», находившихся на службе, только 36 были полностью укомплектованы для боевого использования.

-4

Самым распространенным бомбардировщиком Германии в это время был знаменитый двухмоторный Не.111 (скорость 390 км/ч, нагрузка 1,5 – 2 тонны бомб). Hе.111 был прекрасным бомбардировщиком с хорошими летными данными и отличной управляемостью. Hо у него имелся один серьезный недостаток - слабость оборонительного вооружения (впрочем, этот недостаток характерен для всех бомберов того времени). В результате потери во время боев над Польшей, несмотря на недостаточную огневую мощь устаревших польских монопланов Р.11С, были выше, чем верховное командование рассчитывало получить, исходя из опыта боев в Испании.

-5

Хейнкеля на поле боя дополнял новый двухмоторный бомбардировщик Do.17Z, который мог нести 1 тонну бомб со скоростью 410 км/ч. Do.17Z был очень популярен среди экипажей и обслуживающего персонала, как наиболее надежный бомбардировщик Люфтваффе. Однако недостаточная боевая нагрузка по сравнению с Не.111 ограничивала его эффективность.

Особняком в бомбардировочной авиации Германии стоял одномоторный пикировщик Ju-87B. Этот самолет обладал не очень высокими характеристиками: при скорости 380 км/ч он мог нести максимально только 700 кг бомб, однако точность бомбометания с этой машины была поистине уникальной – Юнкерс мог на пикировании всаживать бомбу в отдельно идущий танк! Именно поэтому невзрачные на вид и «на цифры» Юнкерсы стали самыми опасными противниками для польских войск.

-6

И уж совершенно архаичным был еще один германский самолет - биплан Hs.123, построенный еще по образцу самолетов 1-й мировой войны. Этот тихоход (максимальная скорость 340 км/ч) мог нести не более 450 кг бомб и имел всего 2 курсовых 7,92-мм пулемета. Эту машину немцы собирались снимать с вооружения, постепенно заменяя его в частях Юнкерсом-87; однако бои в Польше показали, что Хеншель отлично подходит для выполнения штурмовых задач, и допотопный биплан остался в строю еще на 4 военных года...

Воздушные бои 1 сентября 1939 г.

-7

НА СЕВЕРНОМ УЧАСТКЕ действия авиации были ограничены плохой погодой, туманом и дождем. Однако немцы все-таки совершили несколько важных вылетов, и провели первые воздушные бои.

В 4.26 тройка Ju.87 обер-лейтенанта Бруно Диллея из 3/StG-1 попыталась выполнить особое задание, к которому она готовилась несколько недель. Германское командование хотело захватить целым большой железнодорожный мост через Вислу близ Дершау. Это позволило бы быстро и успешно развивать наступление вдоль железной дороги, по которой будет обеспечиваться бесперебойное снабжение войск. Но немцам стало известно, что этот мост поляками заминирован, и в случае войны должен быть взорван по команде из расположенного неподалеку помещения охраны моста. Пикировщики Диллея получили задание точным бомбовым ударом уничтожить это здание до того, как поляки взорвут мост, после чего стоящий наготове на другом берегу Вислы германский бронепоезд ворвется на польский берег, подавит своими орудиями все огневые точки противника и высадит десант, который и возьмет под охрану мост.

-8

Однако Ju.87 справились со своей задачей лишь частично: их бомбы, сброшенные в 4.34 (за 11 минут до официального объявления войны) с 10-метровой высоты, не попали в здание караула. Тем не менее, взрывы бомб оборвали провода взрывной цепи. Немецкий бронепоезд двинулся на мост, но буквально в последний момент поляки сумели восстановить часть электроцепи, и взорвали один из пролетов моста, оставив бронепоезд на западном берегу...

Война началась с неудач и для многих других немецких летчиков. Так, истребители Bf.109 из I/JG-21, отправившиеся на сопровождение бомбардировщиков Не.111, шедших бомбить Варшаву, заблудились в тумане, и долго искали своих подопечных. А когда наконец-то нашли, то попали под огонь их бортовых пулеметов: бортстрелки Хейнкелей приняли Мессершмитты за польские истребители! Командир группы «Мессов» гауптман Мартин Меттиг попытался дать бомберам сигнал ракетой «Я свой». Но его ракетница сработала раньше времени, и ракета, вместо того, чтобы вылететь в небо, заметалась по кабине истребителя. Раненный ею в руку и бедро Меттиг из-за дыма, заполнившего кабину, потерял ориентировку, и совершил аварийный сброс фонаря. Но вместе с фонарем улетела и радиоантенна! Не имея возможности руководить своими летчиками, гауптман повернул на базу; а потерявшие связь с командиром летчики бесцельно поблуждали в тумане, после чего тоже полетели в сторону своего аэродрома. Лишь немногие Bf.109 пошли за Не.111; а в районе цели им пришлось вступить в бой с польскими истребителями. Тем не менее, несмотря на неполный состав, немцам удалось сбить 4 польских самолета, не потеряв ни одного своего.

Днем, после того, как туман рассеялся, пикировщики Ju.87 из морской «авианосной» эскадрильи 4(St)/TrGr.186 попытались бомбить польскую военно-морскую базу в Хеле; однако плотный зенитный огонь кораблей и батарей ПВО не позволил им провести бомбежку. Огнем зениток были сбиты 2 Ju-87.

-9

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УЧАСТОК (район Варшавы): в 6.45 по сигналу тревоги в небо поднялись 5 эскадрилий польской Отдельной Истребительной Бригады (взлетели 52 самолета). Около 7.00 они атаковали группу немецких бомбардировщиков (30 Не.111) из II(L)/LG-1, шедшую под охраной истребителей Bf.110 из I(Z)/LG-1. В ходе завязавшегося боя был подбит PZL P.11 подпоручика Палусинского из 111-й эскадрильи (разбился при попытке посадить поврежденную машину). У немцев получил ранение командир I(Z)/LG-1 майор Грабман, сумевший, тем не менее, благополучно вернуться на базу. Подпоручик Ян Боровский из 113-й эскадрильи заявил об уничтожении 1 Bf.109, но самолетов этого типа во время боя рядом не было, поэтому победу Боровскому не засчитали. Однако сопротивление польских истребителей наряду с тяжелыми условиями полета в плохих погодных условиях сделали свое дело: результаты немецкой бомбардировки оказались незначительны.

После полудня над Варшавой разыгралась новая «собачья свалка» между Р.11 Истребительной Бригады и 30-ю германскими истребителями Bf.109, прикрывавшими налет 60-ти бомбардировщиков Не.111 из KG-27. Подпоручик Йержи Радомский из 113-й эскадрильи сбил Bf.109; еще один Bf.109 «завалил» командир 111-й эскадрильи капитан Густав Сидорович, но и он тут же был сбит немцами. Дравшийся в составе 111-й эскадрильи заместитель командира Бригады подполковник Леопольд Памула таранил Bf.109 и спасся на парашюте.

-10

Тяжелое повреждение получил Р.11 сержанта Здислава Хорна из 113-й эскадрильи; раненый пилот тут же вышел из боя. В разгар схватки на помощь полякам прибыла 123-я эскадрилья. Но она не успела оказать влияние на ход боя, так как сама подверглась неожиданной атаке выскочивших из-за облаков истребителей Bf.110 из I(Z)/LG-1. Первым победу одержал ведомый Грабмана гауптман Шляйф - он с ходу сбил Р.7 командира 123-й эскадрильи Мечислава Ольшевского, точным огнем убив летчика. За ним были сбиты подпоручики Феликс Шишка, Антон Данек и Станислав Штерначек, которым удалось спастись на парашютах. Спасаться на парашюте пришлось и сбитому все теми же Bf.110 поручику Александру Габшевичу из 114-й эскадрильи, только что «завалившему» бомбардировщик Не.111. Уворачиваясь после этого от атак Bf.109, он попал под огонь пролетавших мимо «стодесяток» (впоследствии, воюя в составе британской авиации, Габшевич доведет свой счет до 8 личных и 3 групповых побед).

-11

Один из сбитых в этом бою польских самолетов стал жертвой ефрейтора Варрельмана - будущего лучшего бойца Bf.110 польской компании (к ее концу одержит 4 победы). Спускавшиеся на парашютах польские летчики были обстреляны бортстрелками Bf.110; Данек и Шишка получили ранения. Немецкие бомбардировщики за время схватки истребителей спокойно отбомбились, нанеся значительные разрушения Мокотовскому, Окенчскому и Голсавскому аэродромам в пригородах Варшавы. При этом они потеряли только один Не.111 (сбитый Александром Габшевичем).

Всего в первый день боев Польская Истребительная Бригада уничтожила 3 Bf.109 и 1 Не.111, потеряв в боях 4 Р.11 и 4 Р.7.

-12

ЮЖНЫЙ УЧАСТОК: в 4.45 в воздух поднялись пикировщики Ju.87 из I/StG-2 «Иммельман», взявшие курс на Краков. Когда они пролетали над городком Балице, близ которого находился засекреченный аэродром 121-й эскадрильи, гул их авиадвигателей услышал находившийся здесь капитан Мечислав Медвецкий - командир дивизиона, в который входила эта эскадрилья. Он объявил тревогу, и первым поднялся в воздух в паре с подпоручиком Владеком Гнысем. На высоте 300 метров поляки обнаружили звено Юнкерсов и пошли на перехват самолетов; однако когда они вышли в хвост головной машине, пилот заднего Ju.87 лейтенант Франк Нойберт довернул свой пикировщик и с близкой дистанции дал прицельную очередь из крыльевого пулемета по кабине самолета Медвецкого. PZL P.11 мгновенно взорвался, обломки разлетелись в стороны, едва не зацепив летевшие вокруг самолеты.

-13

Ослепленный огненным шаром поручик Гнысь тут же отвернул в сторону, едва не разбив при этом машину: она на вираже просела вниз, и выровнялась уже у самой земли. Затем Гнысь стал набирать высоту, уходя от очередей бортстрелков Юнкерсов. Набрав высоту и восстановив зрение, Гнысь обнаружил, что на его уровне от Кракова уходят отбомбившиеся бомбардировщики Do-17Е из KG-77. Подпоручик вышел в атаку на пару Дорнье, и по очереди обстрелял их одного за другим. Немцы ответили, и Гнысь вновь отвернул в сторону, избегая пуль бортстрелков, но при этом потерял оба немецких самолета из виду. Только после возвращения на аэродром он узнал, что сбил оба Do-17: оказалось, что германские бомбовозы упали в районе деревни Журада в 100 метрах друг от друга. По времени эти победы были первыми в новой мировой войне: Мечислав Медвецкий стал первой жертвой германской авиации, а сбитые Гнысем Дорнье - первыми потерями Люфтваффе. Впоследствии, воюя в 1940 г. в составе французских ВВС, Владислав Гнысь одержит 3 групповые победы.

-14

В это же время пикировщики из StG-77 атаковали пограничные сооружения у г. Люблинца. А в полдень 60 Ju.87 из I и II/StG-77 вместе со «Штуками» I/StG-2 атаковали севернее Велюни фермы, среди которых расположилась Волынская кавалерийская бригада. В результате этого удара был уничтожен штаб бригады, сама бригада рассеяна, а немецкие войска смогли войти в Велюнь уже в ночь на 2 сентября. В этих вылетах отличились пилоты StG-77 обер-лейтенант Гельмут Брук и фельдфебель Александр Глезер: они совершили посадки на вражеской территории у Модлина, чтобы подобрать экипажи сбитых «Штук». Оба пилота были награждены за это Железными Крестами 2-го класса. К концу войны оба стали кавалерами Рыцарского креста с Дубовыми листьями (Глезер за 800, а Брук – за 973 боевых вылета).

-15

В это же время бомбардировщики Не.111 из I и III/KG-4 совершили налет на аэродром Раковице под Краковом, перепахав его 48-ю тоннами бомб. Одновременно Не.111 из II/KG-4 сбросили 22 тонны бомб на Львовский аэродром, потеряв в ходе атаки одну машину.

ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ: несмотря на уничтожение немцами в первый же день войны основных аэродромов ВВС Польши, им так и не удалось одним ударом покончить с польской авиацией. Причиной стало то, что накануне нападения - 31 августа - поляки перебазировали свои самолеты на полевые аэродромы. В результате бомбовые удары по основным аэродромам прошли впустую…

Информацию о других воздушных операциях ВВС разных стран во время 2-й мировой войны можно найти в списке статей канала «Авиация 2-й мировой войны»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.