Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного. И да, сегодня у нас продукт малых экранов.
Пожалуй, на следующей неделе в этой рубрике перейдём к другому кино, а сейчас закончим с обзорами хороших жанровых картин, чтобы не углубляться в поджанры или субжанры. А финалом жанрового марафона я выбрал мини-сериал канала HBO не случайно.
Во-первых, проект Крэйга Мэйзина успешно сочетает в себе сразу несколько жанров (об этом чуть ниже). Во-вторых, позавчера была тридцать седьмая годовщина со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. И в-третьих, “Чернобылю” (2019) не мешает быть Хорошим Кино даже тот факт, что это мини-сериал, но об этом тоже чуть ниже.
Думаю, что говорить о сюжете тут нет особого смысла. Уверен, каждый знает (если нет, то должен узнать) о событиях, произошедших ночью 26 апреля 1986 года.
Оговорюсь лишь, что пятисерийный сериал посвящён не только и не столько самой аварии. Основой для сюжета послужили и ликвидация последствий, и расследование причин аварии.
Но, как часто бывает, когда за основу берутся реальные события, в повествовании много художественных допущений. Да, при просмотре не стоит забывать, что перед Вами чисто художественный сериал, пусть и сделанный очень качественно и дотошно.
Теперь обратимся к достоинствам сериала. И, как я говорил выше, к ним можно отнести присущую телевизионным проектам мультижанровость.
Основа – это, конечно, драма. События сериала предстанут перед нами в виде нескольких частных историй, поданных от лица персонажей, будь то Валерий Легасов (Джаред Харрис) или Людмила Игнатенко (Джесси Бакли), Борис Щербина (Стеллан Скарсгард) или Павел Гремов (Барри Кеоган). Такой масштабный катаклизм изменил жизни огромного количества людей, что и постарались отразить в сериале.
Но под ней сокрыт и настоящий хоррор. Именно в этом жанре, как по мне, представлен первый эпизод, от которого в финале по спине у меня пробегали мурашки от ужаса.
Конечно, нашлось место и катастрофе. Учитывая масштаб, она показана с разных сторон. Тут и сам взрыв, и устранение последствий, и катастрофы, случившиеся уже в ходе устранений аварии.
Есть и толика политического триллера, и судебного процедурала, которому практически полностью посвящён последний эпизод. Присутствует даже нотка бадди-муви (в переводе – буквально “кино о приятелях”, обычно поджанр приключений или комедий, где два человека отправляются в путешествие, приключение).
Но “Чернобыль” обладает и немалым количеством исключительно кинематографических достоинств.
Например, партитурой оскароносной Хильдур Гуднадоуттир, скомпанованной из звуков работающей Игналинской АЭС в Литве, где проходила часть съёмок сериала.
Или тщательной работой сценариста Крейга Мэйзина, который прежде, чем начал собирал материалы для “Чернобыля” (на это ушло более двух лет), писал сценарии лишь для комедий.
Или трудом художников-постановщиков, воссоздавших на экране ту самую атмосферную достоверность, за которую хвалили сериал, несмотря на современные стеклопакеты в окнах Припятских домов восемьдесят шестого года.
Или гримёров, чьи заслуги пусть и смогут оценить по достоинству лишь профессионалы, но обычный зритель точно не останется равнодушным после сцен в Московском госпитале.
К недостаткам обычно относят привычную для Голливуда стереотипность в изображении русских (хотя тут она не выпирает ежеминутно из экрана) или обычную для фильмов, основывающихся на исторических событиях, недостоверность.
В России, кажется, мнения разделились поровну, причем радиально противоположно – от остро негативных до исключительно хвалебных.
Я же считаю, что сериал, исключительно как художественное произведение, снят на высочайшем уровне, сохранив важные исторические аспекты (пусть с искажением исторической достоверности) и с уважением к ликвидаторам.
Об этом же говорит и всеобщее признание сериала.
Профессиональные критики на момент написания настоящей статьи оценили “Чернобыль” на 95 % (Роттен Томатос) и 83 из 100 (Метакритик). Зрители с ними солидарны: 97 % на Томатах, 9.4 на IMDb и 8.8 на Кинопоиске.
Сериал в общей сложности номинировали на различные награды более ста сорока раз, из которых он победил в восьмидесяти трёх номинациях, включая два “Золотых глобуса”, три “Эмми”, две “Бафта” и одну “Грэмми”.
После выхода на экраны “Чернобыль” вызвал в обществе огромный резонанс, как положительный, так и отрицательный. Но люди вновь обратили внимание на трагедию, которая без усилий советских граждан могла обрести мировые масштабы.
Сериал есть за что поругать, но всё же больше того, за что его стоит полюбить. За невероятную во многих аспектах кинематографичность, за тщание при разработке и уважение к людям, чьи героические усилия позволили нам сегодня жить. За то, как сериал передаёт масштаб катастрофы. И за истории о людях – главную характеристику Хорошего Кино.
PS. А Вы знали, что Чернобыльская АЭС полностью прекратила свою работу лишь в декабре 2000 года?