Сегодня в интернет выложили запись переговоров Романа Троценко (владельца заводов, газет, пароходов, которому подконтролен крупнейший аэропортовый холдинг Новапорт) и Николая Матушевского. Два товарища в ходе сорокаминутного разговора поплакались на сложную жизнь, заключением стало известное #поравалить. Ну по стране прошлись основательно, решили, что Индонезия перспективнее.
Всё бы ничего, но оба фигуранта разговора от него открестились. Есть и вопрос, как разговор был получен. Разговор частный, не пранк. Записать разговоры олигархов могут только спецслужбы. ФСБ не стали бы это публиковать, так как это невыгодно для страны. А вот зарубежные спецслужбы вполне могли. Да более того, разговор сейчас можно подделать вполне легко. Не мне судить поэтому, истина или ложь, да и как относиться к обозначенным господам – я с ними не знаком, поэтому никак не отношусь. Чего не скажешь о холдинге Новапорт.
Коллективы там вполне приличные, профессионалов хватает, аэропортами довольны пассажиры. В большинстве подконтрольных аэропортов неоднократно обновляли инфраструктуру. Однако, в первую очередь возникает вопрос – а для чего нужны вообще аэропортовые холдинги? Ну логично – управлять аэропортами, чтобы те существовали сами по себе, были оборудованы современной техникой, были свежими, современными и удобными для пассажиров. Ну, естественно, брать от государства поменьше, зарабатывать на этом копеечку.
До появления холдингов прибыльных аэропортов было не так уж много – Московские, да Питер с Екатеринбургом. Да и инфраструктура была, откровенно говоря, ветховатая. Телетрапов в регионах не было практически, техника старенькая – что-то с советских времён ещё осталось, что-то где-то урвали. Пришли холдинги, дальше всё обновилось, но поехали жалобы сначала перевозчиков, а потом и пассажиров.
Напомню, что в Астрахани при оборотном рейсе стали дважды брать за один и тот же трап, в Волгограде к единственному телетрапу не ставили самолёты из-за его непомерной стоимости, в новый Ростовский аэропорт (это уже Аэропорты Регионов) перестали летать многие рейсы в связи с непомерными поборами.
То есть, вопросы касались денег. Откуда авиакомпании получают выручку? От пассажиров. Далее логично – авиакомпании свои новые расходы стали перекладывать на пассажиров, а там, где пассажиров не стало – стали закрывать рейсы. Дальше государство со своей стороны стало стимулировать субсидиями опустевшие регионы. Движение возобновилось, но аэропорты косвенно стали обирать людей трижды: в стоимости авиабилетов, в виде инфраструктурных дотаций регионами (не везде, но кое-где есть), а теперь ещё и в виде федеральных субсидий.
Вообще, для сравнения стоит привести опыт работы иных объектов транспортной инфраструктуры. Но тут нет достаточных примеров для сравнения – в случае с железной дорогой инфраструктуру тянет РЖД, которое с одной стороны получает дотации, а с другой стороны само, как монополист, сидит на крупнейшем транспортном коридоре, с которого частично покрывает пассажирскую тематику. Ну и обслуживать приходится себя самостоятельно. Городские автовокзалы кормятся с многочисленных автобусов, а также с предоставления площадей в аренду, зачастую выглядят удручающе, да и из инфраструктуры там только здание с кассами, далеко не аэропорт, а дорожную инфраструктуру тянет город.
Тематику РЖД можно было подтягивать, если только сравнивая с советским Аэрофлотом, который был монополистом, сам контролировал всю инфраструктуру. Имел доходные рейсы, имел дотируемые рейсы.
Если оценивать аэропорты по величинам ставок, то не стоит отталкиваться от базового маркера – сбора за взлёт-посадку. Можно поискать именно наземку, что удивит иногда неприятно. Для примера стоит оценить пару аэропортов произвольных из каждого холдинга, а потом сравнить с парой обычных аэропортов.
У Новапорта хочу взять Новосибирск, как самый крупный. Взлёт-посадка – 372 руб/т, аэровокзал – 133,2 руб/пасс, обслуживание пассажира – 298,32 руб/пасс, телетрап – 18880,80 (подача) / 25095,60 (час обслуживания), автобус – 10600,80 подъезд. И вторым пусть будет Мурманск. Здесь взлёт-посадка – 702 руб/т, аэровокзал – 112,8 руб/пасс, обслуживание пассажира – 175,2 руб/пасс, автобус – 7552,8 - 11992,80 подъезд.
У Аэропортов Регионов можно для сравнения взять Петропавловск-Камчатский. Здесь взлёт-посадка – 1123,2 руб/т, аэровокзал – 67,2 руб/пасс, обслуживание пассажира – 322,8 руб/пасс, автобус – 6720 подъезд. Екатеринбург. Взлёт-посадка – 556,08 руб/т, аэровокзал – 65,64 руб/пасс, обслуживание пассажира – 250,32 руб/пасс, телетрап – 13700,4 (час обслуживания), автобус – 5700 подъезд.
У Аэродинамики аэропортов очень мало, фактически работает только Сочи. Взлёт-посадка – 507 руб/т, аэровокзал – 119,4 руб/пасс, обслуживание пассажира – 461,28 руб/пасс, телетрап – 9890,80 (час обслуживания и поминутная тарификация), автобус – 2838-5689 руб/подъезд.
Из нехолдинговых аэропортов приведу Хабаровск и Ульяновск. Хабаровск. Взлёт-посадка – 456 руб/т, обслуживание пассажира – 206,4 руб/пасс, телетрап – 6017,29 (услуга), автобус – 3132,20 руб/подъезд. Ульяновск - взлёт-посадка – 480 руб/т, аэровокзал – 85,2 руб/пасс, обслуживание пассажира – 250,8 руб/пасс, автобус – 3500 подъезд.
К тарифам прибавил НДС, где нужно, так как счета выставляют всё равно с ним. Остальные услуги можете сравнить сами. Я взял примерно одинаковые аэропорты, показал только базовые сборы. Ссылки на прайсы привёл по каждому аэрпоорту, всё в открытом доступе. Нехолдинговые аэропорты тоже контролируются частными организациями, однако они, по большей массе, намного дешевле холдинговых. Возможно, связано с регионами, которые действительно хотят привлекать к себе перевозчиков. Что касается Москвы – она действительно самая дешёвая, и это мы не берем пакеты наземного обслуживания, которые там приняты. Но это связано с огромным потоком рейсов, которые позволяют комфортно существовать столичным аэропортам.
Из холдинговых аэропортов Новапорт выделяется особенно сильно. Причём это связано с нерегулируемыми ФАС тарифами на допуслуги – вроде того же телетрапа и автобусов, а там ещё масса буксировок, трапов, санузлов и прочего, что позволяет вырасти стоимости рейса в заоблачные дали.
В целом, оставляю этот вал информации на Ваш суд. Но на мой взгляд, регионы должны контролировать тарифы аэропортов, не только ФАС, который держится за базовые ставки. Больше рейсов – выгоднее региону. Аэропорт – важнейший инфраструктурный объект. Будет дешевле аэропорт, будет больше рейсов, будет комфортнее пассажирам. Это повлияет только положительно на регион.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/334359.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/
Нужны ли аэропортовые холдинги?
27 апреля 202327 апр 2023
367
6 мин
40