Найти в Дзене

Благодарность – метод управления? Да, и я расскажу, как это работает

Руководители постоянно ищут лучшие способы мотивации. Основные приемы известны — награды за хорошую работу, штрафы за плохую. Чаще всего все отражается в деньгах. Но это эффективно не всегда.

Когда управленцы понимают эту простую истину, то начинают искать более сложные и нестандартные приемы. Например, помощь детям сотрудников — поиск детского сада рядом с домом. Или подстройка графика отпусков под желания тех, кто отличился. Ведь приятнее же поехать отдыхать в августе, а не в феврале. Но и это не всегда срабатывает. Или нет возможностей. А что делать? Рассказываю, как работает благодарность.

Не забывайте просто благодарить своих подчиненных, так вы повышаете их ценность. Фото автора mehrab zahedbeigi Unsplash, по лицензии Unsplash License
Не забывайте просто благодарить своих подчиненных, так вы повышаете их ценность. Фото автора mehrab zahedbeigi Unsplash, по лицензии Unsplash License

Любой человек оценивает свою работу в определенную сумму. И требует от того, кто платит. Нет разницы, о ком идет речь. Это может быть парикмахер, которому дают деньги за красивую стрижку, или сантехник, который берет плату за надежно установленные краны.

Разница только в сроках и особенностях работы. Стрижка – полчаса, кран – пятнадцать минут. Но каждый работник сталкивается с риском выгорания. Если к парикмахеру клиенты приходят с хмурым выражением лица, молча сидят в кресле, без слов расплачиваются и уходят, то у мастера возникает ощущение неудовлетворенности. Ну да, вроде бы заплатили. А как же отношение? Сделал ли он хорошо? Или клиенту не понравилось, просто заплатил «из вежливости»? Риск разочароваться в себе, своей работе, целях и планах огромен.

Причем тут благодарность? Все очень просто.

Вы пришли на стрижку. Вам поставили новый кран. В вашем подчинении врач, занимающийся разработкой лекарства. Или менеджер по продажам, который реализует план с отличной маржинальностью и отдачей. Да, все они получат зарплату. Премию. Надбавку за переработки.

Но если просто сказать: «Спасибо! Вы так хорошо сегодня меня постригли!» — то парикмахер прямо «здесь и сейчас» получит мощнейший заряд эндорфинов. Человек — «социальное животное». Деньги появились всего пять-семь тысяч лет назад, а вот социальному одобрению — несколько миллионов. Еще мохнатые питекантропы благодарили друг друга за найденные спелые бананы. Или пойманного оленя.

Благодарность — это одна из древнейших форм признания полезности, заслуг человека. Его ценности.

И при помощи простого «спасибо» можно управлять порой даже лучше, чем сложными расчетами KPI и денежными «призами». Поблагодарите за выполненную работу. Отметьте заслуги сотрудника, чем бы он ни занимался. Признайте его ценность, сознавая, что уборщица, которая создает уют и чистоту в офисе делает для эффективных продаж не меньше, чем менеджер.

Люди оценят это. Даже за простое «спасибо», за человеческое отношение согласятся на какую-то дополнительную работу. Их отблагодарите не только вы, а еще и собственная гормональная система выплеском эндорфинов.

Можно сказать: это же манипуляция! Советуешь просто говорить людям «спасибо», чтобы их эксплуатировать! Но ведь нет. Это честное общение. Приятное человеку. К тому же не забывайте главный принцип манипуляции: в этой игре выигрывает только один.

Благодарность полезна обеим сторонам. Тот, кому сказали «спасибо», точно счастливей своего коллеги, которому просто дали денег. Даже если второму досталась большая сумма.

Друзья, на своем мастер-классе я рассказываю о честных способах управления людьми. Показываю, как влиять на решение оппонента без манипуляций. Регистрируйтесь.

Читайте еще: