Найти тему
МИР (Море История Россия)

Владивостокские крейсера. Вместо послесловия.

«Россия» и «Громобой» приступили во Владивостоке к исправлению полученных в бою тяжелых повреждений. При слабых ремонтных средствах порта это было длительной операцией.

Первый выход в море на испытания «Громобоя» состоялся в первой половине октября, иначе говоря, почти через два месяца ремонта; крейсер «Россия» вышел на пробную стрельбу и испытания механизмов лишь 20 ноября. Но есть нюанс: пушек не было. Создать нечто стреляющее из того, что оставалось было крайне сложно. Цитирую: «Решительно у всех 203 и 152-мм станков обоих крейсеров были сломаны подъемные механизмы. Мастерские не имели достаточно мощного молота. Литейная не имела должного оборудования. Имевшийся сталелитейный цех не мог отливать ничего более крупного, чем ручные гранаты». Частично решили вопрос, переставив совершенно бестолковые погонную и ретирадную пушки (из-под бака в носу, и из-под батарейной палубы, в корме), по железной дороге прибыли новые дальномеры (но тоже 4,5 футовые) Барра и Струда (3-й модели). Ждали получения новых радиостанций, но…

Бой 14 августа был заключительным событием в активной деятельности владивостокских крейсеров. «Рюрик» канул в пучину. «Богатырь» тоже вернулся в строй только после войны.

Японцы, после непродолжительного ремонта вернулись в строй. Какой у нас счет? 4:0?

В принципе, нет (и не может быть) вопросов к мужеству участников того боя, есть другие вопросы. Но, господа, «гордыня- грех смертный». Больше ста лет прошло. Ну, смысл уже отрицать очевидное, цепляясь за фетиши?

Вместо послесловия.

13 октября 1904 г. крейсер «Громобой», только что закончивший ремонт, вышел с батальоном войск на борту в залив Посьет. Следуя 15-узловым ходом он напоролся на неогражденную банку Клыкова, и «перелетел» ее, пропоров днище. Итог: почти на половине длины корпуса днище получило повреждения. (получили деформацию 50 шпангоутов из 130), возникла течь. Командира (естественно) сняли, его заменил другой «сиделец на камнях» (командир крейсера 2-го ранга «Новик» (это отдельная история). «Громобою» требовался док. Док был один. В нем еще стоял «Богатырь». Этот крейсер (на понтонах) вывели, завели «Громобоя».

9 ноября 1904 г., т.е. через день после того, как поврежденный «Громобой» был введен в док, и через 27 суток после того, как он пришел после полученной аварии из Посьета, арестованный английский пароход «Аллантон» по решению призового суда был отпущен из Владивостока и ушел в японский порт Модзи. Мало того, что жирный плевок в лицо нашим морякам, так еще и утечка информации (аплодируем стоя).

Появилась новая надежда, в виде 2-й Тихоокеанской эскадры. Начали готовиться. «Громобой» вывели из дока 22 февраля 1905 года (обратно завели «Богатыря»). По железной дороге пришли подводные лодки (тоже… такое себе решение, учитывая их параметры, но, все же лучше, чем ничего).

Японцы свободно хозяйничали в море, совершенно спокойнго ставили мины, но, наши адмиралы берегли крейсера для 2-й тихоокеанской эскадры. («Оливье не трогать, это на Новый Год!»).

К моменту похода эскадры крейсера были уже исправны, и, даже имели по 20 «канэшек» вместо прежних 16 (за счет бестолковых 47-мм «Гочкисов»), но…

24 мая 1905 года (за 3 дня до Цусимы) «Громобой» (под флагом Иессена) натыкается на мину. «В 10 ч. 30 м. на расстоянии 23 миль по воздушной линии от Владивостока увидели справа мину… Дали задний ход, чтобы спустить шлюпку и расстрелять мину. . .», когда в момент нахождения крейсера в месте, где глубина достигала 60 метров, под его первой кочегаркой, с левого борта произошел взрыв другой мины»

Итог Цусимы известен.

Потом во Владивосток начали приходить «прорвавшиеся». 29 мая пришел в бухту Стрелок, а затем за тралящим караваном и во Владивосток, яхта- крейсер «Алмаз». Тогда же прибыл эскадренный миноносец «Грозный» (сначала зашедший в бухту Наездник на о. Аскольд), имевший большое количество раненых и значительные повреждения. Через день после него пришел эскадренный миноносец «Бравый». В ночь на 31 мая было получено известие, что в заливе Владимира выскочил на камни и взорван по приказанию своего командира крейсер «Изумруд». Иессен на «России» вышел было к нему на помощь, но, не дойдя до залива Владимира, повернул обратно.

Потом кончилась война.

Потом, отряд кораблей с Дальнего Востока ушел на Балтику. Оба крейсера (и «Россия» и «Громобой») прошли модернизацию. Какую?

В августе 1914 года с «России» снимают все 203-мм орудия (но, это мера вынужденная, орудия установили на береговой батарее) их заменяют 6-дм орудия. На «Громобое» (пока) все осталось по-прежнему.

В июне 1915 года крейсера модернизируются. На «Громобое» ставят (в оконечностях) еще по одной восьмидюймовой пушке в щитовом исполнении (не башня, но вполне приемлемый вариант). Для компенсации нагрузки снимают две шестидюймовых казематных пушки и всю «мелочевку».

На «России» все оказалось сложнее. У нее срубили полубак, сняли часть шестидюймовых орудий, все 75-мм пушки Канэ, и попытались установить семь восьмидюймовых орудий: два в носовой части за щитами, четыре на штатных местах и одно в корме. История затянулась в связи с нехваткой орудий.

В начале октября 1915 года пять исправленных и оснащённых затворами системы Виккерса 203-мм установок были возвращены с завода в Кронштадт, куда вскоре перешёл для ремонта и перевооружения сам крейсер. В начале ноября в порт с о. Макилото прибыло ещё одно орудие вместе со станком, однако остальные установки по ряду причин так и не удалось найти и доставить до конца 1915 года.

К середине ноября большая часть работ по установке дополнительного вооружения на «России» была завершена, после чего крейсер возвратился в Гельсингфорс, где к тому времени находился и перевооружённый «Громобой». Но, несмотря на установку дополнительной артиллерии, оба крейсера ещё не были полностью готовы к участию в боевых действиях. Так, на «России» отсутствовали приборы управления огнём для новых орудий, броневыми щитами были оснащены только бортовые 203-мм/45 артустановки, а из шести затворов Виккерса на них лишь четыре оказались приспособлены под современные запальные трубки14. На «Громобое» из шести 203-мм/45 орудийных станков два оказались старого чертежа с неудовлетворительным, вследствие износа механизмов, горизонтальным наведением.

Все эти обстоятельства вынуждали продолжить перевооружение обоих кораблей, тесно увязав его с усилением береговой обороны крепости Императора Петра Великого, чьи батареи в конце 1915 — начале 1916 года оснащали двухорудийными 203-мм/50 башенными установками взамен имевшихся 203-мм/45 на временных основаниях. Высвобождавшиеся орудия согласно утверждённому 20 января 1916 года командующим флотом порядку их подачи решено было передавать на крейсера, в том числе на «Россию», «Баян» и «Адмирал Макаров», на которые недостающие артустановки поступали по готовности обеих башен батареи № 9 (о. Нарген)17. На «Громобой» же для замены изношенных установок в оконечностях планировалось доставить два 203-мм/45 орудия со станками с о. Макилото после ввода в строй башенной батареи № 20.

В связи с нехваткой исправных 203-мм/45 пушек их производство в 1916 году возобновили на ОСЗ, до конца года сдавшем флоту девять орудий. Поставка трёх из них ожидалась и для «России» с последующим размещением на имевшихся станках в оконечностях. Одновременно для крейсера заказывались новые прицелы системы Металлического завода и приборы управления огнём.

Наряду с заменой изношенных пушек серьёзной проблемой являлась переделка существовавшей системы подачи боезапаса. Так, например, её действие на «России» обеспечивало 203-мм артиллерии скорострельность лишь в 1,5, а 152-мм — не более 4 выстрелов в минуту, вынуждая заблаговременно подавать по 20 и более снарядов на орудие в казематы и на верхнюю палубу, что являлось недопустимым в «тактическом смысле».

По предложению Артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения (ГУК) на обоих крейсерах взамен рамных устройств старого образца решено было установить более современные и быстродействующие штанговые системы завода Г.А. Лесснера.

Потребность в них для «России» составляла двенадцать 203-мм (шесть снарядных и шесть зарядных) и шесть 152-мм (снарядный и зарядный для подачи боезапаса из кормового погреба и четыре передаточных с батарейной палубы на верхнюю) элеваторов. Для «Громобоя» же вследствие иного состава вооружения требовалось поставить лишь восемь 203-мм (четыре снарядных и четыре зарядных) устройств подачи.

Согласно договору все 20 комплектов для 203-мм боезапаса завод обязывался изготовить и установить на крейсера соответственно к 15 апреля и 1 мая, а 152-мм элеваторы для «России» — к 15 сентября 1916 года. Но вопреки данным обязательствам изготовление устройств, несмотря на «все хлопоты и постоянные напоминания», с самого начала «велось небрежно и со все возрастающим запозданием».

Только 6 июня 1916 года один 203-мм элеватор был представлен на испытания, по результатам которых сложилось «безотрадное впечатление пригодности и исправном действии» его устройств. Необходимые доработки заняли более месяца, и лишь 12 июля 1916 года на обоих кораблях, стоявших в Або, началась установка первой пары элеваторов.

Но по окончании работ из-за недопоставки заводом целого ряда комплектующих узлов и деталей действовать ими можно было только вручную со скоростью подачи 2 снаряда и 4 полузаряда в минуту (по контракту — 6 снарядов и 12 полузарядов). Монтаж же остальных устройств для 203-мм боезапаса требовал «временного нарушения водонепроницаемости отсеков», что при ограниченных средствах Абосского порта грозило длительным выводом крейсеров из строя.

Приняв во внимание данные обстоятельства, командование флотом, не рискуя оставить корабли «с крайне ограниченными средствами подачи», сочло целесообразным отказаться от услуг завода Г.А. Лесснера по сборке и установке устройств, доверив дальнейшее проведение работ Кронштадтскому порту.

27 сентября 1916 года «Россия» и «Громобой» перешли для ремонта в Кронштадт, куда к тому времени поступили два орудийных станка с разоружённой в конце июня временной береговой батареи № 9. Одновременно в порт доставили и орудия, изготовленные Обуховским заводом для «России».

Уже к 19 октября 1916 года монтаж дополнительной артиллерии главного калибра на корабле был завершён, и в тот же день новые 203-мм/45 артсистемы опробовали стрельбой, показавшей удовлетворительные результаты. Но на «Громобое», закончившем ремонт на десять дней раньше, из-за затянувшегося ввода в строй башенной батареи № 20 замену носовой и кормовой артустановок произвели лишь весной 1917 года.

Во время стоянки кораблей в Кронштадте на них завершили установку и всех предусмотренных контрактом систем подачи, обеспечив техническую скорострельность 203- и 152-мм артиллерии «Громобоя» в пять и шесть, а «России» — три и четыре выстрела в минуту. Наряду с расширением состава артиллерии главного калибра это позволило превзойти по огневой мощи германский броненосный крейсер «Роон» (четыре 210-мм/40 и десять 150мм/40 орудий), считавшийся основным противником на театре.

Ещё одной проблемой стало повышение дальности стрельбы 203-мм/45 орудий обоих крейсеров, обеспечить которое предполагалось прежде всего путём снабжения дальнобойными снарядами, принятыми на вооружение в 1915 году. За счёт применения «бронебойного и навинчивающегося перед досылкой баллистического наконечников» новые боеприпасы, переделанные из прежних фугасных образца 1907 года, обладали улучшенной бронепробиваемостью и возросшей почти на четверть дальнобойностью. При этом для 203-мм/45 палубных артсистем последняя составляла около 87 кб, что было сравнимо с предельной дальностью стрельбы германских 210-мм/40 орудий (88,9 кб).

В ноябре 1915 года штабом флота и МГШ рассматривался ещё один способ повышения дальности стрельбы артиллерии «России» и «Громобоя» за счёт увеличения до 20º и 25º углов вертикального наведения 203-мм/45 и 152-мм/45 артустановок. Соответствующие переделки признали «желательными» и ОСЗ даже поручили подготовить необходимые чертежи, но опасения, что подобные мероприятия нарушат «общий порядок работ на заводах» и задержат «подачу других срочных станков», заставили отказаться от реализации указанных планов.

Таким образом, опыт боевых действий на море летом и осенью 1914 года ясно продемонстрировал необходимость усиления артиллерийского вооружения русских крейсеров, включая устаревшие «Громобой» и «Россию», причём для последнего этот вопрос являлся наиболее актуальным. В условиях загруженности отечественных заводов и общей нехватки средств наиболее рациональный путь решения проблемы виделся в увеличении на них числа палубных орудий главного калибра, что не требовало значительных переделок корпусов и позволяло, используя конструктивные особенности и модернизационные возможности, произвести перевооружение обоих крейсеров без длительного вывода их из боевого состава флота.

-2
-3
-4
-5

Если очень коротко, то судьба крейсеров была следующей:

"Россия"

  • 25 октября 1917 — Вошёл в состав советского Балтийского флота.
  • 22—25 декабря 1917 — В составе отряда крейсеров перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.
  • Май 1918 — Поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту.
  • 1919 — Часть 152-мм орудий передана для обороны Риги.
  • 1 июля 1922 — Продан на слом
  • 3 октября 1922 — Сдан «Рудметаллторгу» для разборки.

В конце 1922 года при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на берег у Таллинна. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведён в Киль , где и разобран.

Примерно такой же была судьба "Громобоя"

В ноябре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В конце 1918 года законсервирован в Кронштадте.

В 1922 году продан на слом в Германию, однако при буксировке был выброшен на берег в районе Либавы Был разобран на металл на месте аварии в 1923 году.