Если посмотреть на устное народное творчество, пословицы и поговорки про отношения человека с деньгами, то мы увидим, что "бедность не порок, это истина... В бедности вы еще сохряняете свое благородство врожденных чувств..." (Ф.М. Достоевский, "Преступление и наказание").
Бедность, как древнее архитипическое состояние наполнено смыслами о принадлежности, сопричастности и сохранении чувства собственного достоинства. Вам знакомы выражения:"Мы бедные, зато честные", "Мы бедные, но гордые". "Нежили богато и нечего начинать" , "Довольствуемся малым" , "Это не для нас", и мн. др? Здесь нет места "Я", здесь "МЫ" - и нас много. И такие наказы, подавляющие, а порой и замуровывающие "хотения", которые в полевой системе запускают энергию движения, передаются из поколения в поколение, обрекая вновь прибывших в семью, род на бедность. Системная энергия "Мы" очень сильна. И это видно из расстановок, когда с единым посылом, образуя нерушимую цепь, стоят целые поколения предков, образуя цельную общность. И найти силы и мужество в себе, чтобы выйти из этого переплетения, удается не каждому - "цепи образуют кандалы", звон которых слышен и сегодня: дешевле обойдется идти по жизни с громким лозунгом "Я такой же как и вы", чем что-то менять.
Помимо семейных динамик, идущих от предков и других значимых людей, на нас оказывают влияние и динамики больших систем. Всего лишь 30 лет назад, или вокруг того, в нашей стране и в других странах - выходцев из СССР, у людей появилась возможность работать не только по найму, но и на себя. Открылись новые возможности и перспективы в самореализации и "освоении" денег. Но "Деньги" СССР и "Деньги" сегодня - совершенно разные "идеи" по своему значению. "Деньги" для наших родителей и "Деньги" для большинства молодежи, рожденных после 1990-х годов наполненны разными смыслами и значениями. Денежная история времен Советского Союза была довольно однообразна: в целом население получали усредненно-одинаковую зарплату, возможность что-то купить "здесь и сейчас" для большинства наших сограждан того времени была не велика или даже не реальна. Люди "стояли" в бесконечных очередях на квартиру, транспорт, бытовую технику, мебель, книги и др. За дефицитными товарами ездили в областные центры. "Добротную" продуктовую корзину можно было собрать только в столицах. Зачастую доступность покупки желаемого определяли не количество денег, а наличие блата, возможность получения льгот и очередности. Но далеко не все имели и этого. Такой опыт, обусловленный культурально-экономическими условиями в стране того времени впитывался с "молоком матери". И чтобы обрести свободу от влияния этой динамики, нам выходцам из СССР, полезно пройти некую инициацию. Предложенное упражнение будет с одной стороны диагностическим, с другой - терапевтическим.
Итак,
Представьте, что вы стоите перед своими родителями. И смотрите друг на друга. И скажите им: Дорогие папа и мама... для вас деньги значили (мало совсем мало, не значили ничего), а для меня деньги имеют совершенно другое значение. Деньги открывают для меня возможности (большие возможности). Как эти слова откликаются в теле? Какие чувства вызывают у вас и у ваших родителей?
А затем продолжайте: вы всегда будете для меня моими родителями: папой и мамой, даже, если я к деньгам буду относится иначе, чем вы. Я ваш сын (дочь)... Смотрите, пожалуйста, на меня с любовью. Для меня это важно. И опять считайте свои телесные импульсы и чувства...
Еше к динамикам больших систем можно отнести динамики, выросшие из лихих 90-х, которые наравне со свободой привнесли в нашу жизнь и много тяжелого: обесценивание, потери, рэкет, выживание, смерти.... Ограничивающие посылы, идущие с тех времен в полевое простанство несут заряд опасности, страха, травм, а порой смерти... Зачастую они накладываются, увеличивая мощь динамик, уже витающих в "поле" человека, связанных с раскулачиванием, отбором имущества, скота в 20-30 годы прошлого века. И, тогда, чтобы остаться живым, лучше быть бедным...
И я предлагаю вашему вниманию выражения, наказы, мысли в отношении денег, сформированные нашими предками и переданные нам. Может так говорили ваши папа или мама, бабушка или дедушка, в вашем кругу друзей и знакомых.... Прочитав, прочувствуйте, какие в большей мере откликаются, какие вызывают отторжение, какие для вас звучат нейтрально или слишком ярко. Таким образом, вы обозначите сектор для самостоятельной работы с ограничивающими убеждениями или оголится запрос для терапии.
Я намеренно исключила из списка положительно заряженные утверждения. Было бы полезно, если бы Вы их написали сами для себя в том количестве, которое к вам придет...
Деньги дурно пахнут.
Если я богат/богата, женщины/мужчины любят только мои деньги.
Деньги портят характер.
Человеку много не надо.
Это все лишнее.
Чистенько , да и ладно.
Не в деньгах счастье.
Нежили богато, нечего и начинать.
Всегда, когда я получаю деньги, их теряет кто-то другой.
Большие деньги можно получить только с помощью бесцеремонности и черствости.
Деньги опасны.
Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай.
Деньги делают человека надменным и высокомерным.
Только тот, кто экономит, будет богатым.
Бог любит бедняков.
Если у меня будет много денег, я не смогу больше радоваться мелочам.
Богатство делает одиноким.
Деньги несут смерть и разрушения.
Мне не везет.
Кто богат, у того больше нет истинных друзей.
Богатство порождает зависть.
Богатые не могут спокойно спать.
Последняя рубашка — без карманов.
Большие деньги вызывают заботы и проблемы.
Богатство приобретается за счет моего здоровья.
И в будущем я буду доволен тем, что у меня есть.
Если бы я постарался как следует, то мог бы стать богатым, но я не хочу.
Богатство приобретается за счет моей семьи.
Без денег я законченный неудачник.
Все предопределено.
Будь доволен тем, что у меня есть.
С большими деньгами я стану вялым и ленивым.
Больше, чем у меня есть, я и не заслуживаю.
Если бы я хотел, чтобы у меня было много денег, то должен был бы так измениться, что мой партнер перестал бы меня любить.
Буду ли я богат, записано в книге судеб.
Богатство непристойно.
Честным трудом много денег не заработать.
Бедные, но гордые.
Приобретая богатство, я утрачиваю достоинство.
Если мои дети вырастут в богатстве, то станут наркоманами и неженками.
Богатство — это несправедливо, ведь так много людей страдают от голода.
И теперь я предлагаю вам посмотреть на бедность не как на связь состояния человека с наличием у него денег, а как на состояние человека, у которого снижена энергия. Но эта энергия еще есть (у кого-то больше, у кого-то меньше) и этот человек хочет изменений.... Видите такой образ?
Если да, то предлагаю упражнение-медитацию, позволяющее почувствовать, ощутить и увидеть связь между вашей частью, готовой к расширению и принятию с предметом "хотения".
Итак, представьте себя, "который хочет", смотрящего на желаемое (квартира, пылесос, машина, путешествие и т.д.), на что денег у вас пока нет. (Что происходит в вашем теле? Какие чувства Вас наполняют?)
Идем далее... Посмотрите не только на эти две фигуры, а на то, что между. В пространстве "между" находится сила, движение, импульс "хотения". (Что изменилось в ощущениях и чувствах?)
Идем далее... Теперь в этот образ на линию "между" добавьте одну или две фигуры (Что поменялось? Какое началось взаимодействие? Какой импульс, посыл? Что это за фигуры?).
Если есть ощущение, что ваше движение к желаемому эта фигура (или фигуры) блокирует, то, опираясь на свои чувства, найдите ей место в этом образе.
Например, фигура стоит перед вами, образовав барьер, говорит: "Туда нельзя", "Не смей туда ходить!" и т.д.
Или, фигура стоит сзади за вами: "Я держу тебя здесь", "У нас и так всё хорошо, куда ты собрался?!", "Да куда тебе!", "Довольствуйся малым", "Нежели богатым, нечего и начинать" и т.д.
Или, фигура стоит перед вами, плотно прижавшись... Что такое важное вы оставите, если пойдете к желаемому? Может цена слишком велика?
Или..... что-то еще....
Чьи слова вы слышите? Как вы на это реагируете?
Если, вы будете делать это упражнение с намерением, готовностью к расщирению и движению, то возкающие образы будут информатины и терапевтичны. Увидеть "закрытое" - это значит сказать этому "Да", тем самым дать себе свободу и выбор.
Автор: Приступа Ирина Владимировна
Психолог, Системный терапевт коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru