В 1918 году на озере Байкал состоялось очень интересное, уникальное событие – ночью с 16 на 17 августа там произошел настоящий корабельный бой, причем одна из сторон была представлена чехословацкой флотилией. Этот момент особенно забавен, ведь самой Чехословакии тогда еще не было, но даже когда страна такая и появилась, то у нее никогда не имелось собственного флота, потому что не было выходов в моря и океаны.
Чехословацкие легионеры создали флотилию на озере Байкал из 3 кораблей, небольших пароходов, что были захвачены Белой армией ранее. Кроме них флотилия включала в себя плавбатареи, созданные из обычных барж, на которых в прошлом возили лес, однако надо отметить, что эти плавбатареи самостоятельно ходить по озеру не могли. Из вооружения на плавбатареях было установлено по 2 пушки-трехдюймовки образца 1902 года.
Белой чехословацкой флотилии противостояла Байкальская флотилия красных. Она была существенно больше и состояла из 8 пароходов, правда лишь 2 корабля имели на своем борту вооружение – пушки и пулеметы.
Под вечер 16 августа к пристани Мысовой, находившейся под контролем красных, подошли 2 теплохода чехословаков, к каждому из которых было также прицеплено по плавбатарее. В это же самое время у красных на данном участке был лишь теплоход “Байкал”, который имел артиллерийскую установку и 11 боеприпасов к ней – более никаких батарей на Мысовой у РККА не было. Чехословаки начали обстреливать и саму пристань, и ближайшие постройки, и расположенную рядом железную дорогу со станцией. Несмотря на серьезный перевес, командир “Байкала” и всей Байкальской флотилии Лука Власов решил попытаться дать отпор. Проблема заключалась в том, что на его теплоходе орудие могло стрелять только вперед, а корабль стоял у причала носом к берегу. То есть, чтобы вести ответный огонь, “Байкалу” нужно было идти задним ходом, развернуться, встать носом к врагам и только после этого биться. Разумеется, сделать этого красным чехословаки не дали. Как только белые заметили, что пароход красных дал ход, они тут же сконцентрировали огонь именно на нем. Огромный корабль, настоящий исполин, двигался медленно и представлял собой отличную мишень. Одним из попаданий у “Байкала” разворотило надстройку, а другим сильно повредило рулевое управление, отчего дальнейший маневр разворота стал попросту невозможен.
Лука Власов понял, что его решение принять бой было излишне самоуверенным и приказал возвращаться к пристани и покинуть “Байкал”. Чехословаки же все продолжали и продолжали стрелять и в какой-то момент угодили прямо по бочкам с горюче-смазочными материалами, которые были составлены на одной из палуб. Естественно, от этого на корабле тут же вспыхнул мощный пожар, который очень скоро охватил весь пароход и добрался до снарядов. Только чудом никто из экипажа “Байкала” тогда не погиб – весь личный состав успел выбежать на берег или прыгнуть в воду.
Пароход “Байкал”, флагман Байкальской флотилии красных, ярко горел до самого утра, хотя его корпус по каким-то причинам так и остался на воде, не затонул. Мысовую белые части взяли спустя несколько дней после этого уникального боя, после чего они оттащили остатки парохода от пристани, чтобы не мешал, и прижали его к берегу неподалеку – так и простоял “Байкал” там еще несколько лет. Уже после гражданской войны остатки флагмана были разобраны на металлолом.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы: