Найти тему

Facade - ИИ, опередивший свое время

Оглавление

Идея этого краткого обзора родилась благодаря комментарию к новости о сериале полностью созданному ИИ, которую я публиковал в своем телеграмм. До сих пор сложно представить, что настолько многофункциональный искусственный интеллект существует в наши дни, а не где-то в далеком и прекрасном будущем киберпанка. Ни для кого не секрет, что ИИ (или его подобие) уже давно используется в играх, но для игроков он примитивен и редко способен удивить. Однако всегда найдется исключение из правила, и таким исключением является facade.

История создания

Facade представляет собой короткую инди игру разработанную энтузиастами Майклом Матеасом и Эндрю Стерном в 2005 году. По словам разработчиков они были разочарованы играми того времени. Майкл описывал Oblivion так: "Мир игры огромен, в нем множество разных деталей и реализма, но стоит вам заговорить с персонажем, вся магия рушится. Все NPC - это куклы с набором диалоговых строк, напоминающие, что вы не переместились в другой мир, а всего навсего запустили видео игру".

Игра длится около 15 минут, но ради них было записано диалогов на 5 часов.

Сюжет и геймплей

-2

Сюжет игры достаточно простой, ваши друзья Трип и Грейс зовут вас к себе в гости поболтать и выпить. Но приятной вечеринки не состоится, между супружеской парой чувствуется напряжение, видно как ваши друзья пытаются скрыть напряжение и кидают друг на друга косые взгляды. Геймплей состоит в хождении по квартире и общении, причем вы буквально пишите фразы, на которые ИИ будет пытаться реагировать. В зависимости от вашего общения игра может закончиться по-разному: вас выгонят за дверь, парочка окончательно разойдется или наоборот помирится, либо один из супругов просто обидится и уйдет в комнату. Начало игры всегда одинаковое, но вариативность прохождения, разные реакции персонажей на ваши реплики и возможность самому их прописывать, а не выбирать из заранее заготовленных фраз, заставляют поверить, что вы действительно общаетесь,а не играете в игру.

В чем вся магия и где она заканчивается

Естественно у ИИ этой игры есть свои ограничения и его легко сломать. Даже современный ChatGPT можно ввести в ступор, что уж говорить об игре 2005 года. Если вы будете отвлекаться от конфликта пары, то они встанут в ступор, будут нервно смеяться и спрашивать "Что?". Именно на этом моменте вся магия ломается. Но, если вы примете правила игры и постараетесь проникнуться происходящим, то игра вас затянет и иллюзия живого общения будет работать.

ИИ не знает как реагировать
ИИ не знает как реагировать

Как же работает facade? Для игры было написано два ИИ, первый определяет поведение персонажей и позволяет им совершать несколько действий одновременно, второй выступает в роли режиссера, он наблюдает за действиями героев и игрока, чтобы выбрать направление сюжета и добавить или убрать напряжение, когда это нужно. Также для игры был написан движок, который считывал фразы игрока и вычленял оттуда ключевые слова. Записанные заранее диалоги скормили ИИ, чтобы он разбил предложения на части, выделил слова, на которые будут реагировать персонажи, и по ходу игры связывал их. Вот так была создана иллюзия живого общения.

Почему это больше нигде не используется?

В качестве итога, хотелось бы ответить на вопрос: "Если такой ИИ был создан давно, почему он больше нигде не встречается?". Ответ достаточно простой: издателям и разработчикам он не нужен. Сейчас игровая индустрия переживает не лучший этап, когда разработка игр становится все затратнее, но мало кто может себе позволить тратить на разработку игры несколько лет. Отсюда и возникают забагованные на релизе игры и патчи первого дня, но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас разработчикам достаточно сделать иллюзию продвинутого искусственного интеллекта, поскольку это сильно экономит время и ресурсы. Помимо этого делать ставку на продвинутый ИИ не рационально, потому что игроки принципиально найдут способ его сломать и главный козырь игры перестанет работать, что не выгодно издателям.

Возможно, когда-нибудь в будущем мы увидим продвинутый ИИ в играх, но для этого в игровой индустрии должны произойти существенные изменения.