Найти тему
Строительный мир

Всем не угодить: трассировка Южного обхода Новороссийска пересмотрена уже четыре раза

О важности этой дороги говорят на протяжении последних примерно 20 лет. Реальные подвижки в этом направлении начались в 2017 году, когда был представлен соответствующий проект. Тогда инициаторы идеи предложили проложить магистраль от федеральной трассы А-290 «Новороссийск – Керчь» (район села Гайдук) в юго-восточном направлении до створа ул. Хворостянского, что, как отмечалось, позволит перенаправить транспортные потоки в обход города и избавить его от пробок.

Проект Южного обхода Новороссийска (пунктиром), представленный в 2017 г.
Проект Южного обхода Новороссийска (пунктиром), представленный в 2017 г.

Протяженность Южного обхода Новороссийска по первоначальному варианту должна была составить 26 км — по две полосы движения в каждую сторону. Как тогда заверили местные власти, при его строительстве будут учтены интересы собственников земель, которые так или иначе затронет объездная. Правда, данный вопрос и стал одним из самых обсуждаемых в рамках инициативы — трассировку пришлось менять четыре раза, а к реализации так и не приступили.

Учитывая пожелания одних собственников и пересматривая маршрут, найти компромиссное решение дабы угодить всем гражданам не представлялось возможным. Последние общественные слушания состоялись осенью 2022-го. На них были высказаны очередные претензии.

Например, кто-то, ознакомившись с предыдущим вариантом и понимая, что трасса его не затронет, развернул на своем участке строительство, вложил средства, а теперь вдруг узнает, что проект пересмотрен и теперь он попадает под снос. А вопрос равноценной компенсации спорный. Другие обращают внимание на то, что власти сначала выдали им разрешение на возведение домов, а теперь не дают оформить их в собственность, что, разумеется, вызывает определенные опасения.

Проект планировки наиболее спорного участка Южного обхода Новороссийска
Проект планировки наиболее спорного участка Южного обхода Новороссийска

После очередной встречи с собственниками земель, власти вновь пообещали прислушаться к замечаниям при утверждении окончательного проекта. Правда, когда это случится и как все-таки пройдет дорога — неизвестно. Местные жители предлагают пустить объездную по виноградникам, но и там часть земель уже застроена, причем совсем недавно.

В ситуацию вмешались и экологи, которые настаивают на включении Черкесского ущелья, через которое должна пройти трасса, в список особо охраняемых природных объектов, что, соответственно, не позволит строить здесь магистраль.

В данном случае речь идет лишь об одном из этапов проекта — от ул. Шоссейная до ТСН Микрорайон Сокол (5,8 км). В 2020-м, когда обещали уже на следующий год дать старт работам, отмечалось, что проект реализуют в четыре очереди. Помимо выше упомянутого участка, речь идет об отрезках от пересечения ул. Хворостянского с просп. Дзержинского до ул. Шоссейная (пока их соединили дорогой из щебенки), от мкр. Сокол до 13 микрорайона и от последнего до А-290 (район с. Цемдолина).

© Телеграм канал Андрея Кравченко / t.me/kravchenko_glava_nvrsk (Обсуждение проекта в 2022 г.)
© Телеграм канал Андрея Кравченко / t.me/kravchenko_glava_nvrsk (Обсуждение проекта в 2022 г.)

Позднее сроки перенесли на 2022 год, пообещав ввести дорогу в эксплуатацию в 2024-м. Тогда ее строительство оценили почти в 20 млрд руб. При этом заявлялось, что документы по первому этапу уже прошли экспертизу.

В 2021-м вице-премьер Марат Хуснуллин подчеркнул важность реализации этой инициативы для города, отметив, что в правительстве рассматривают вопрос о привлечении внебюджетных средств. Так или иначе, темы финансирования и окончательной трассировки остаются главными в рамках данного проекта, осуществление которого, возможно, придется ждать еще не один год.