Найти тему
Отдел угнетения Lesta

До World of Tanks: Операция "Багратион" и Order of War

Оглавление

Всем привет, Отдел угнетения Лесты вспоминает молодость спешит к вам с очередной порцией нетипичного контента.

Ранее я уже упоминал, что моё знакомство с играми компании Wargaming началось за несколько лет до релиза World of Tanks. В далёком 2008 году (15 лет назад так-то!) мне в руки попал диск с игрой, в которой старожилы Мира танков смогут разглядеть что-то безумно знакомое. Речь идёт об игре в жанре стратегии в реальном времени, посвященной одной из крупнейших стратегических операций времён ВОВ (и носящей её название) - Операция "Багратион".

Началась операция 22 июня 1944 года (символичная дата, на мой взгляд), продлилась чуть более двух месяцев, а её итогом стали полное освобождение Белоруссии, части Польши и стран Прибалтики, а также практически полный разгром группы армий "Центр". На более чем тысячекилометровом фронте советским войскам удалось продвинуться на расстояния до 600 километров. Согласитесь, масштабное событие (кстати, эта операция периодически называется крупнейшим поражением немецких войск во Второй мировой войне), а для белорусских разработчиков значимое вдвойне.

Игра Операция Багратион (2008)

Итак, чем же нас порадует эта стратегия? Во-первых, нас ждёт две компании: советская и немецкая, каждая из которых включает в себя 10 миссий. Бонусом идет возможность сетевой игры и возможность поиграть против бота без, так сказать, сюжетных заданий.

Командовать вам предстоит не небольшими отрядами бойцов, а целыми ротами, так что масштаб сражения выдержан на подобающем уровне. В вашем распоряжении будут несколько видов пехоты (отличающиеся друг от друга вооружением), средние (несколько видов) и тяжелые танки, САУ и артиллерия (противотанковая, зенитная, гаубичная и реактивная). Бонусом из-за карты можно вызвать авиаудар или артиллерийский обстрел. Все задания строятся на захвате или удержании ключевых точек, контроль над которыми разблокирует вам те или иные войска и увеличит приток и лимит очков подкреплений (которые можно тратить на пополнение своей группировки). В общем и целом - типичная такая РТС. Тем не менее, аналогов ей я не могу найти до сих пор, и даже вышедшая годом позже Order of War (внимание, спойлер!) не смогла превзойти своего идейного предка. Но обо всём по порядку...

Графика

Чем нас порадует игра в плане визуала? Ну это почти ранний World of Tanks на минималках.

Скриншот из игры Операция "Багратион". Картинка с просторов интернета
Скриншот из игры Операция "Багратион". Картинка с просторов интернета

Нас ждут неплохо проработанные модели техники и солдат, знакомая цветовая гамма и окружение. Сразу почему-то вспоминается карта Пагорки, ставшая прародителем современных Рудников. Всё довольно реалистично и выглядит добротно даже в хорошем приближении. Это притом, что большую часть времени вы будете летать где-то над картой и продумывать очередное решение, а не любоваться детализацией моделек.

Минималистичный интерфейс. Картинка с просторов интернета.
Минималистичный интерфейс. Картинка с просторов интернета.

На втором скриншоте можно полюбоваться скромным интерфейсом (обратите внимание на миникарту), который своей скромностью мне и приглянулся - ничего лишнего, только самая важная информация.

Скриншот игры Операция Багратион. Картинки с просторов интернета.
Скриншот игры Операция Багратион. Картинки с просторов интернета.

Ну а вот тут уже картинка гораздо более близкая к тому, какой вы будете видеть игру 99% времени. Да, просто отдать приказы и сидеть смотреть (как вам посоветуют в обучении) не выйдет.

Геймплей

С точки зрения геймплея это идеальная по моим меркам РТС. Перед каждой из 20 сюжетных миссий вам дадут небольшую историческую справку, представленную в виде короткого видеоролика, наполненного фотографиями, картами и имеющего хорошую озвучку. Причем если ролики советской компании озвучены тем же диктором, который будет ставить перед вами задачи в начале каждой миссии, то для немецкой компании озвучка идёт в виде закадрового дубляжа немецкой речи женским голосом на манер старого кино. Добавляет ли это атмосферы? Однозначно да.

Пример брифинга. Скриншот с просторов интернета.
Пример брифинга. Скриншот с просторов интернета.

Каждое задание содержит основную цель и дополнительную (что называется, на медальку).

Вкладка награды. Картинка с просторов интернета.
Вкладка награды. Картинка с просторов интернета.

Игра имеет несколько уровней сложности от которых зависит численность и состав вашей стартовой группировки (на лёгком уровне сложности стартовая группировка сильнее, на среднем и тяжёлом одинаковая, но качественно хуже лёгкого), а также состав войск противника (на лёгком и среднем уровне противостоять вам будут одинаковые противники, а на тяжёлом количество более тяжёлой техники будет выше). На первых уровнях советской и немецкой кампаний вам придется довольствоваться лёгкой пехотой, средними танками (Т-34-76 у СССР и Pz III у Вермахта) и противотанковой артиллерией. А вот ближе к концу игры они станут практически бесполезны (ваш покорный слуга, например, финальные миссии за немцев проходил исключительно на Тиграх, Пантерах и Королевских Тиграх, напрочь забыв о существовании более лёгких Pz IV).

Непосредственно перед миссией закадровый голос обрисует вам задачи и условия победы, оставив вас наедине с противником до конца сражения. Да, никакой больше духоты в стиле "почему так долго, ускоряйтесь, пожалуйста" через каждые две минуты. Одинаковых миссий тоже нет: тут и форсирование реки, и удержание позиций с последующей контратакой, и все возможные штурмы с грабежом караванов перехватом конвоев, и даже тыловые рейды небольшой группой войск без возможности вызова подкреплений. Причем стоит заметить, что часть миссий в кампаниях пересекается, давая игроку возможность сыграть за любую из сторон конфликта. В общем и целом, скучать вам не придётся.

По завершении задания вам будут начисляться очки за выполнение задач и уничтожение противника (а вот потери будут идти в уменьшение), которые можно потратить на улучшение характеристик своих подопечных. Зачатки прокачки, все дела. Зато появляется смысл беречь людей и подходить к выполнению заданий вдумчиво.

Управление для РТС классическое: левой кнопкой мыши выделяем подразделения, правой отдаем приказы на передвижение или атаку. Интерфейс и подсказки минималистичны (тут никто не будет вас водить за ручку). В целом, каких-то неудобств в этом плане я не испытывал ни в 2008, ни сейчас. Единственное, чего не хватает - возможности формировать из подразделений группы и быстро переключаться между ними (как это было реализовано в Company of Heroes или World in Conflict), так что по ходу игры частенько придется бешено выделять мышкой нужные отряды.

Скриншоты Операции Багратион. Картинка с просторов интернета
Скриншоты Операции Багратион. Картинка с просторов интернета

Баланс

А вот что радует, так это отсутствие откровенно дисбалансных подразделений. Тут нет вундервафли, которой можно запросто выиграть сражение. Любые даже самые тяжелые танки без поддержки пехоты довольно быстро сдуваются под огнем противотанковых орудий и зениток (или авиации). Артиллерия тоже нуждается в прикрытии пехоты, поскольку в одиночку довольно быстро уничтожается прорвавшимися на максимальной скорости танками. Сама пехота выступает в роли эдакого живого щита, причем довольно живучего, который позволит спокойно воевать всем остальным, и только дальнобойные гаубицы и реактивные миномёты очень быстро её уничтожат. Последние, кстати, либо обделены мобильностью, либо имеют длительную перезарядку (речь идёт о БМ-13 "Катюша"). В итоге единственным верным решением будет грамотное комбинирование родов войск на поле боя и тщательный выбор направлений для атаки. Как я уже говорил выше, сформировать группы войск тут нельзя, так что внимания происходящему придется уделять очень много, особенно в финальных миссиях, когда координировать атаки придется на нескольких направлениях, а за одно пытаться не проворонить очередной артиллерийский удар, который быстро похоронит весь ваш наступательный потенциал. Также стоит заметить, что с ростом качества техники в роте будет уменьшаться её количество: так все виды артиллерии и САУ имеют всего 4 единицы в подразделении, тяжелые танки - 5, а средние - 7. Таким образом перед игроком всегда будет стоять вопрос, на что стоит сделать ставку: качество или количество. А там ведь ещё и стоимость вызова разная. В итоге придется десять раз подумать, что лучше: два авианалёта (цена - 40 очков), 8 рот лёгкой пехоты (цена - 10 очков), 4 роты тяжелой пехоты или ПТО (цена - 15-20 очков), 2 роты гаубичной или зенитной артиллерии (цена - 50 очков), 2 роты средних танков (по 30-60 очков) или рота тяжелых (по 95-130 очков). Идеального рецепта тут нет, только вкусовщина. Ну на то она и стратегия, верно?

Ну и главной фишкой баланса я бы назвал тот факт, что техника сбалансирована незеркально. Так, например, советские гаубицы Д-1 будут иметь лучшую дальность стрельбы и урон, чем немецкие LeFH 18, но проиграют в скорострельности и мобильности. Аналогично дела обстоят и с ИСУ-152 и StuG III, а сравнивать "Катюшу" с Небельверфером вообще не хочется. С другой стороны, немецкие Pz IV будут доступнее и удобнее лендлизовских Шерманов, а Королевкие Тигры будут в принципе доминировать над другими танками на поле боя. Учтено это и в ценовом выражении: Т-34-85 будут дешевле своего аналога - Пантер, но несколько проиграют им по характеристикам. Короче говоря, разработчики постарались максимально учесть особенности техники, что похвально и добавляет интереса.

Скриншоты Операции Багратион. Картинка с просторов интернета
Скриншоты Операции Багратион. Картинка с просторов интернета

Звук

Согласитесь, если игра выглядит хорошо, а с музыкой там беда, то восприятие и погружение заметно так ухудшается. А с учётом того, что по ходу геймплея диалогов просто не существует, то звуки стрельбы, взрывов и, конечно же, музыка в этом вопросе будут занимать главенствующую роль. Да, вам не будут надоедать болтовней в эфире генералы или, с позволения сказать, коллеги, пытаясь сотворить вам атмосферу и передать историю, но это даже к лучшему. С одной стороны может показаться, что добавление живых персонажей, как это сделано в World in Conflict, позволит вам сильнее окунуться в сюжет. Там вообще вся игра - один сплошной диалог, и это тот момент, который в том проекте мне нравится, ведь игра довольно линейная и основана на вымышленный событиях. Таким образом, я считаю, что World in Conflict - отличная игра, но плохая стратегия. В Company of Heroes болтовни заметно меньше, но она там даже к месту, поскольку сюжет игры в целом, а в особенности дополнения Tales of Valor, крутится вокруг нескольких человек, которые просто нуждаются в раскрытии своих персонажей. Операция Багратион же со своим масштабом далека от истории одного человека, она гораздо глобальнее, а стратегическая составляющая тут вообще стоит во главе. Излишняя болтовня в таких ситуациях только отвлекает и не даёт сосредоточиться, поэтому всё, что вас ждёт - описание текущей ситуации и постановка задач перед началом действий, дальше - сами (чем дальше по сюжету, тем меньше указаний и советов). Не особо раздражают и голосовые уведомления при кликах по своим отрядам (разве что стереотипный немецкий акцент немного смущает), они выдержаны довольно серьёзно без излишнего пафоса и шуток.

А раз диалогов у нас нет, то наши уши будут ласкать неповторимый саундтрек и звуки окружения. И вот здесь разработчики не прогадали. Музыка разделена на две категории: советскую и немецкую. Причем одна и та же заглавная музыкальная тема игры в разных аранжировках время от время проскальзывает в обеих кампаниях. Также музыка меняется на более спокойную в фазе подготовки, плавно переходя во что-то динамичное в момент начала активных боевых действий и кульминации сражения. В целом, музыкальное сопровождение всегда было сильной стороной игр от WG, что в Операции Багратион, что в танках и кораблях (причем вне зависимости от периода существования игры - старый саундтрек WoT тоже был весьма неплох, а новый вообще не имеет себе равных). Что касается звуков окружения, то они довольно разнообразны, библиотека большая, так что повторяющихся одинаковых звуков выстрелов и взрывов ждать не приходится, канонада боя звучит весьма достойно, а уж какой кайф я ловлю от звуков авиации - словами не передать.

Краткий итог

На выхлопе мы получаем добротную такую РТС с приятной графикой, пусть и не без косяков вроде проезжающей сквозь друг друга техники время от времени (это хотя бы не так бросается в глаза, как в упомянутой Company of Heroes), а также интересной подачей истории и отличным звучанием. Стоит ли в это поиграть поклонникам РТС? Однозначно стоит. Правда для этого придется запариться с поиском на торрентах образа диска и потом убить кучу времени, чтобы найти noCD, ибо защита Starforce изрядно проест вам мозги. Сделать это пусть и не особо сложно, но и непросто: игра не особо популярная (а жаль), так что число раздач мягко говоря небольшое.

Игра Order of War (2009)

Спустя год после Багратиона WG выпускает ту же игру в новой оболочке, явно нацеленную на завоевание западной аудитории. Называется сие чудо Order of War и посвящено оно высадке союзников во Франции и её освобождению (ну кто бы сомневался...) и сопротивлению Германии сразу на двух фронтах. Да, за советскую армию в кампании поиграть не выйдет, несмотря на то, что в сетевой игре она присутствует. Узнал я про эту игру давненько, а вот поиграл недавно и разочаровался. Возможно, я ожидал от неё продолжения Операции Багратион с чуть улучшенной графикой и новой нацией, а получил, собственно, Order of War. Что же здесь не так? Давайте разбираться...

Графика

Начнем, пожалуй, с однозначных плюсов - картинка стала интереснее, разнообразнее и насыщеннее.

Order of War. Картинка с просторов интернета
Order of War. Картинка с просторов интернета

Да, физика и модельки техники и людей по большей части остались без значительных изменений (если говорить о перекочевавших из Багратиона СССР и Германию), а вот наполнение локаций, погода и эффекты стали визуально богаче: появились целые города с полной разрушаемостью и огромное количество уникальных объектов.

Order of War. Картинка с просторов интернета
Order of War. Картинка с просторов интернета

Из ярких минусов (для меня лично, но тут может быть дело привычки) обновленный интерфейс, ставший более громоздким (при наведении на иконку отряда на панели команд теперь выскакивает большая цветная картинка). Да, наверное с точки зрения графики это шаг вперёд, но с точки зрения удобства и информативности нововведение спорное.

Order of War. Картинка с просторов интернета
Order of War. Картинка с просторов интернета

Геймплей

Геймплейно это тот же Багратион за небольшим исключением. Во-первых, расширилась номенклатура вооружений: появились самоходные гаубицы М12 (у США) и Веспе (у Германии); появились ЗСУ, появилась возможность сброса десанта (у американцев), добавились лёгкие танки. Во-вторых, численность отрядов стала меньше: пехоты в полтора-два раза, средних танков - с семи до пяти единиц. В-третьих, боевые действия перешли от сражений в поле к штурму городов и прорыву линий обороны с разнообразными укреплениями, а значит у пехоты значительно расширились возможности взаимодействия с окружением: теперь занять можно не только окопы, но и дома, блиндажи и ДОТы.

Вас так же ждут две кампании: немецкая против СССР и США (СССР на первом месте не просто так) и американская. Каждая из кампаний включает девять сюжетных миссий. И первое разочарование приходит довольно быстро, ведь первые миссии три за американцев имеют характер обучающих и не бросают каких-то серьёзных вызовов (первые две совсем водят за ручку, на третьей появляется какая-то свобода действий). Начинаете вы, традиционно, с высадки в Нормандии (привет двум частям Call of Duty и Спасти рядового Райана), закрепляетесь на пляже и штурмуете себе укрепления. Проиграть тут невозможно, подкрепления приходят бесконечно (ну на то оно и обучение). Ну а дальше уже начинается что-то интересное, способное пощекотать нервишки игрока. Из обидного - ушла система ключевых точек, дающих вам какие-то новые виды подразделений под командование, теперь их контроль просто увеличивает приток очков вызова подкреплений, лимита которых во многих миссиях просто нет. В итоге лично у меня к концу игры выработалась тактика накопления серьезного такого кулака, которым совершенно спокойно выносилась любая оборона. В целом, Багратион тоже этим страдал, но вам приходилось отвоевывать точки, чтобы получить более интересную (или необходимую) технику, а количество валюты было ограничено, так что приходилось лишний раз подумать: вызвать войска сейчас или подкопить на потом. В Order of War такой проблемы нет, можно со старта набрать чего душе угодно (а угодно там только два вида войск, к сожалению) и идти себе спокойно крошить врага. Ну и с точки зрения интересности миссий я бы разделил американскую кампанию следующим образом: первые три - обучение, ещё три - разогрев, последние три - реально интересные.

Немецкая кампания вызвала ещё больше противоречивых эмоций. Первая миссия, традиционно, скорее обучающая, а следующие две это просто упрощенные копии финальных заданий обеих кампаний Операции Багратион (причем часто чтобы не париться с балансом это просто миссия из советской кампании, где немцев и советов поменяли местами, то есть играете вы за немцев, а задачи стоят те же самые, что были у советов), так что чего-то нового я не увидел (а только разочаровался, ибо масштаб действий урезан значительно). Затем нас перебрасывают на западный фронт к союзникам. Первые две миссии по противостоянию американцам не особо напрягают и только "Битва за родину" (шестая по порядку) реально даёт прикурить. Вот тут я наконец-то почувствовал реальную сложность игры. Удивительно, но даже финальные задачи американской кампании, которые зеркальны этой миссии, не так сильно давят игрока. Седьмая миссия ("Прорыв") будет финалом противостояния американцам и на фоне предыдущей будет лёгкой прогулкой. Восьмая миссия ("Ахиллесова пята") полностью копирует (буквально, даже реплики диктора слово в слово) девятую миссию немецкой кампании Операции Багратион ("Огненное кольцо"). Сложность, кстати, сопоставимая, что радует.

Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Ахиллесова пята". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора
Скриншот брифинга миссии "Огненное кольцо". Скриншот автора

Ну а на вкусное вам остается самая сложная миссия игры - "Во вражеском кольце" - противостояние советским войскам, которое не было выдернуто из предыдущего проекта - наконец-то!

Таким образом, мы получаем довольно простую американскую кампанию и неоднозначную немецкую, почти половина которой - упрощенный ремейк Операции Багратион. С другой стороны, если вы в неё не играли, то будет однозначно интересно!

Баланс

Главное разочарование - отсутствие баланса в игре. Как я уже писал выше, в Операции Багратион залог успеха - грамотное комбинирование применяемых родов войск. В Order of War боевая система претерпела изменения. Во-первых, стоимость вызова подкреплений стала гораздо меньше: пехота и ПТО теперь стоят от 5 до 10 очков, средние танки и легкие истребители танков от 15 до 20, тяжелые танки и истребители танков от 20 до 30, авиаудар (ставший менее мощным) от 30 до 40 очков, артиллерийский обстрел - 50 очков. Во-вторых, появились чёткие фавориты: дальнобойные гаубицы, реактивная артиллерия и тяжелые истребители танков. Если в операции Багратион дальнобойная артиллерия (гаубицы) была эффективна только против пехоты (из-за её малой подвижности), а по мобильной технике часто шли промахи, то в Order of War она работает одинаково эффективно по любым целям, обесценивая любые другие виды артиллерии. Единственная её уязвимость - низкая подвижность - легко компенсируется возросшей дальностью стрельбы и нормальным прикрытием. Допущу оговорку, что игроку она доступна далеко не всегда, по этой причине назвать её вещью, ломающей всю игру, язык не поворачивается, но осадочек остается. А вот что действительно убивает сложность в ноль - тяжелые истребители танков М36 у США. Это практически бессмертные (до первой встречи с гаубичной артиллерией) дальнобойные аннигиляторы, достаточное количество которых может проломить без поддержки других родов войск любую оборону (кроме той, где есть гаубицы, хы). Доступны они почти во всех миссиях, стоят недорого (2 роты М36 вместо трёх рот средних Шерманов или одного авиаудара? Выбор очевиден) и фактически будут ключом к победе. У немцев такой имбочки нет, там приходится обходиться ордами пантер и тигров при поддержке ЗСУ Вирбельвинд (ибо американцы любят использовать авиацию, а они ещё и пехоту косят отлично). А вот от пехоты толку стало около нисколько, увы. Особенно же обидно за отсутствие лимита очков подкреплений и постепенной разблокировки новых родов войск по мере выполнения миссии. А жаль, первоначальная модель была интереснее (а может я просто придираюсь?).

Звук

Музыка стала однообразнее, разделения по нациям не стало, тем не менее саундтрек всё ещё на хорошем уровне. Вместо закадрового голоса нас теперь радуют вполне себе конкретные персонажи, которые время от времени будут душить вас фразами "где вас носит, я же дал вам приказ!". В остальном это та же Операция Багратион. Кстати, при победном окончании миссии играет та же композиция, которая когда-то была победным маршем в WoT (минутка ностальгии...). Отдельный плюс - новая озвучка юнитов: голосов стало больше, фразочки - разнообразнее (это американское "We are best of the best, sir!" будет ещё долго вам сниться, уж поверьте), а язык стал национальным. Теперь немцы заговорили по-немецки, а не с комичным акцентом. В общем и целом, музыка стала скучнее, зато добрали озвучкой юнитов и главных персонажей, так что атмосфера выдержана (а в чём-то даже стала чувствоваться сильнее).

Краткий итог

Потомок Операции Багратион стал красивее и богаче внешне, получил более интересную озвучку (хоть и не без минусов в виде надоедливого командира), но потерял в вопросах геймплея и баланса, а это, для меня лично, первично. Да и будем честны, Операция Багратион (как событие) отечественному потребителю гораздо ближе, чем заезженная высадка в Нормандии и открытие второго фронта. И вот тут у меня возникает гораздо больше вопросов...

Резюме

Вопрос, на самом деле, всего один, зато ключевой: почему ориентированная на западную аудиторию Order of War более популярна, чем до мозга костей отечественная Операция Багратион? Возможно, я заблуждаюсь, и обе игры одинаково известны (или неизвестны), но на практике Order of War сегодня гораздо доступнее - раздач на торрентах много, какие-то дополнительные манипуляции не нужны: скачал, установил, играй; нет никакой необходимости шариться по форумам в поисках рабочего noCD. Идейно игры очень похожи и являются достойными представителями жанра РТС. Безусловно, Order of War гораздо лучше выглядит и несколько интереснее звучит, но этого явно недостаточно, чтобы скомпенсировать пробелы баланса и геймплея. И вот по этой причине ваш покорный слуга так и не смог найти для себя ответ на озвученный вопрос.

Возможно, его знаете вы, поэтому делитесь мнением в комментариях, ставьте оценки. Для вас творил Отдел угнетения Лесты, увидимся на полях сражений!