Найти тему
Рок на БиС

3 Х 3 (Трижды три). Выпуск 5. Quatermass, Abigor, Владимир Рацкевич и проект ZoomRa

Оглавление

Представляем «сериал», в каждом выпуске которого мы вспоминаем о трех прог-роковых трио, принадлежащих к разным поколениям и даже музыкальным эпохам — о двух зарубежных и одном нашем.

Группы Quatermass, Abigor. Музыкант Владимир Рацкевич. Фото взяты на Яндекс.Фото. Коллаж - БиС
Группы Quatermass, Abigor. Музыкант Владимир Рацкевич. Фото взяты на Яндекс.Фото. Коллаж - БиС

Quatermass

Британское прог-роковое трио Quatermass было создано в 1969 году в Лондоне тремя весьма примечательными и известными в музыкальном мире личностями. Ударник Мик Андервуд (Mick Underwood) начал карьеру в первой половине 60-х в инструментальной банде The Outlaws вместе с Ричи Блэкмором, продолжил в психоделическом коллективе The Herd в компании Питера Фрэмптона, Энди Боуна и ряда других известных музыкантов. Затем была группа Episode Six, прославившаяся тем, что её участниками были Ян Гиллан и Роджер Гловер. В Шестой Серии Мик и встретил будущего басиста/вокалиста Quatermass Джона Густафсона (John Gustafson), успевшего к тому времени поиграть The Big Three, The Merseybeats и ещё нескольких коллективах. После того как Гиллан и Гловер ушли в Deep Purple к Андервуду и Густафсону присоединился клавишник-виртуоз Питер Робинсон (Peter Robinson). Новоявленная группа взяла название Quatermass в честь профессора Бернарда Куотермасса, вымышленного ученого, который был героем трех научно-фантастических сериалов, снятых компанией BBC в 1950-х годах,

Клавишные стали основной ударной силой в звучании проекта. А единственный одноименный альбом 1970 года звучал как очень удачный сплав харда и прога. Прогархивы совершенно справедливо именуют подобную музыку "heavy prog"

Добавьте к клавишной основе мощный вокал, безупречные ударные, сложные, насыщенные струнными аранжировки, и вы получите приблизительное представление об исполняемой трио музыке.

Ютуб-канал richard perusse

Ассоциации с Atomic Rooster и Uriah Heep возникают совершенно четкие.

Но, хорошая, и даже отличная музыка - не гарантия коммерческого успеха. Quatermass распались к концу 1971-го. Каждый из троицы пошел своей дорогой.

Забавный факт. Песню Криса Фарлоу (Chris Farlowe) "Black Sheep of the Family", исполненную нашими героями, позже откаверил на первом альбоме Rainbow небезызвестный гитарист Ричи Блэкмор.

Версия Фарлоу

Ютуб-канал ぶんじほたるホッチ

Версия Quatermass

Ютуб-канал Moebius Crononaut

Версия Rainbow

Ютуб-канал Ritchie Blackmore's Rainbow

Какая по вашему мнению лучше? Пишите в комментариях. БиС

Остается добавить, что в 90-е годы была попытка воссоздать проект. Группа получила название Quatermass II. Инициаторами выступили Андервуд и первый басист Deep Purple Ник Симпер (Nick Simper), а среди остальных участников можно выделить клавишника Дона Эйри (Don Airey). Был выпущен альбом "Long Road" (1997), для которого Джон Густафсон написал пару песен. Но время подобного ностальгического харда уже ушло, Да и с настоящим Quatermass подобная музыка имела весьма отдаленное сходство. Поэтому дело вновь ограничилось одним альбомом.

Текст - БиС

Abigor

Прежде, чем начать представлять читателям австрийское трио Abigor, нужно, по всей видимости, сказать пару слов о tech/extreme prog metal. Именно так команда энтузиастов, ведущая на сайте progarchives.com раздел, посвященный прогрессивному металлу, решила называть музыку коллективов, играющих металкор, трэш-, дэт-, блэк- и модерн-метал и совмещающих эти стили с экспериментами и исследованиями новых звуковых пространств. Ваше право соглашаться или не соглашаться с этой терминологией, принимать опусы таких коллективов или встречать их в штыки, но явление получившее вышеупомянутое название несомненно существует. Мне, как человеку без предубеждения относящемуся ко всему новому, оно как минимум любопытно. А вы решайте сами.

Австрийское черно-металлическое трио, взявшее имя демона войны Абигора, богохульствовало себе вдумчиво и планомерно с момента своего создания в 1993-ем и вплоть до 2003-го. Основу коллектива всё это время составлял дуэт нечестивцев, скрывавшихся под псевдонимами T.T. и P.K. (Thomas Tannenberger - ударные, гитары, клавишные и Peter Kubik - гитары). А вот люди у микрофона всё время менялись. Видимо, Томас и Петер искали человека с диапазоном в четыре октавы. Сначала за вокал отвечал некто Тарен, он же Руне (Tharen/Rune), затем его сменил Силениус (Silenius, он же Michael Gregor), с которым группа и записала дебютный альбом "Verwüstung / Invoke the Dark Age" (1994), а затем ещё три полнометражника и два мини-альбома. В записи периодически и эпизодически участвовали дополнительные вокалисты/вокалистки, клавишники и даже флейтист. Группа не затерялась в сонме принявшихся старательно возделывать "черную" ниву команд.

Ютуб-канал Johnny Lester

Эпические звуковые полотна с соответствующей мрачной атмосферой были замечены метал-сообществом, и наиболее высокие оценки металхедов получил второй лонгплей австрийцев "Nachthymnen (From the Twilight Kingdom)" (1995). Некоторые источники отмечают, что ранние работы Abigor были в некоторой степени вдохновлены "Властелином колец" Дж. Р. Р. Толкина. Обложка концептуального EP "Orkblut – The Retaliation", вышедшего в том же 1995-ом, представляет собой коллаж из двух картин, первоначально выполненных художником Иэном Миллером по мотивам трилогии гранд-мастера стиля фэнтези.

За этой парочкой последовал "Opus IV" (1996) - агрессивный и техничный альбом, а в 1998-ом ещё один - "Supreme Immortal Art". Впрочем, оба диска - это типичный, хотя качественный и атмосферный блэк.

В 1999-ом Силениус решил уделять больше внимания своему другому коллективу Summoning и был заменен вокалистом/басистом, выступающим под псевдонимом Thurisaz, прямо во время сессий к альбому "Channeling the Quintessence of Satan" (1999). Портал metalmusicarchives называет данный релиз самым экстремальным и агрессивным альбомом Abigor. Хотя куда экстремальней и агрессивней, чем уже было, непонятно. Впрочем, опять же хороша обложка, для которой взята гравюра на меди "Рыцарь, смерть и дьявол" (1514) немецкого средневекового художника Альбрехта Дюрера.

В 2000-ом (по другим данным в конце 1999-го) группу покидает T.T. из-за разногласий с другими участниками и проблем с волшебными порошками. Без него, но с Морицем Нойнером на барабанах, Abigor выпускает диск "Satanized (A Journey Through Cosmic Infinity)" (2001)

Чернота получает новое космическое измерение, научно-фантастические темы песен и сессионную клавишницу Люсию-Мариам (Lucia-Mariam Fåroutan-Kubik).

С 2003-го по 2006-й Abigor был распущен, но в 2007 году возродился. К традиционному блэку был добавлен авангардный метал и индастриал. Звучание трио, в которое вернулся Томас Танненбергерг, а место у микрофона занял A.R. (Arthur Rosar) стало более экспериментальным на релизе "Fractal Possession"

А в 2010-ом свет увидела наиболее прогрессивная работа австрийцев с длиннющим названием "Time Is the Sulphur in the Veins of the Saint - An Excursion on Satan's Fragmenting Principle". И всего одной, разделенной на две части почти 40-ка минутной композицией

Time Is The Sulphur In The Veins Of The Saint (2010) - Abigor скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

На следующем альбоме в Abigor вернулся "блудный сын" Силениус. И состав трио обрел "классический" вид. Диск "Totschläger (A Saintslayer's Songbook)" (2020) продолжает линию на звуковые исследования и эксперименты с включением в музыку на сей раз оркестровых фрагментов или, как это обозначил один из рецензентов, на "...фирменную психопатию, озарение, мефистофельщину и блеск" (с) http://www.hitkiller.com/albom-dekabrya-abigor-totschlager-a-saintslayers-songbook.html , а вышедшие в перед ним "Leytmotif Luzifer (The 7 Temptations of Man)" (2014) и "Höllenzwang (Chronicles of Perdition)" (2018) позиционировались самими музыкантами как "возврат к корням" и максимальной простоте записи без использования любых ухищрений.

Любопытный факт. Abigor - чисто студийный коллектив, и в нескольких интервью они подчеркивали, что никогда не играли вживую и никогда не будут.

Текст - БиС

Владимир Рацкевич и ZoomRa

Откровенно говоря, включая Владимира Рацкевича и ZoomRa в этот «сериал», мы несколько покривили душой. Дело в том, что Zoom-Ra — это не группа, а скорее аудиовизуальный арт-проект. И число его участников не постоянно. Иногда вместе с Владимиром на сцене появляются два человека, образуя «законное» трио, как, например, в этом случае: 

Ютуб-канал Pasha Sh

Иногда ZoomRa расширяется до квартета: 

Ютуб-канал mihailism

и более: 

Ютуб-канал Ratzkewicz ZoomRa

Но чаще всего в последнее время ZoomRa представляет собой дуэт Рацкевича и перкуссиониста-электронщика Евгения Кузина

Ютуб-канал mihailism

С другой стороны Владимир Рацкевич вошел в историю русского рока именно как лидер трио, сначала названного  Рубины, а затем Рубиновая Атака. Правда играла группа не собственный материал, а каверы, но это не мешало ей в семидесятых годах  входить в тройку самых популярных московских команд. К сожалению, качественных записей выступлений Рубинов и Атаки той поры (тем более видео) не сохранилось, но впечатление они оставляли сильное (поверьте на слово автору, которому в то время довелось побывать на нескольких их концертах). Некоторое представление об ажиотаже, который сопровождал выступления Рубинов и Рубиновой Атаки, может, наверное, дать этот забавный аудиофрагмент: 

Ютуб-канал Ratzkewicz ZoomRa

(Поет легендарный «Баски» —  Сергей Ляшенко.)

А еще в 1972 году Рацкевич вписал свое имя и в летопись отечественного прог-рока, основав группу Високосное Лето, которая, пережив множество преобразований, стала потом знаменитым Автографом. Впрочем, это отдельная история, заслуживающего самостоятельного рассказа...

В конце семидесятых Рубиновая Атака прекращает существование, и Рацкевич собирает опять-таки трио Цитадель, а затем Теннис. Музыку Цитадели, представлявшую собой гитарный инструментал, уже вполне можно отнести к прогрессиву. Звучала она примерно так: 

Ютуб-канал Ratzkewicz ZoomRa

В середине восьмидесятых Владимир увлекся компьютерной музыкой в рамках проекта Вектор, в чем весьма преуспел, став к концу десятилетия автором бесчисленного количества безымянных музыкальных заставок на центральном телевидении. В начале девяностых Рацкевич выпускает несколько очень интересных альбомов с музыкой, являвшейся уже чистым электронным прогом и авангардом. Вот один из номеров того периода — «Джем» с альбома «Задача в общем виде», в записи которого Владимиру помогали клавишник Олег Литвишко и бывший лидер группы Центр Василий Шумов

Ютуб-канал Stalker Music

Ну а в двухтысячных наступило время новых экспериментов Владимира Рацкевича с проектом ZoomRa, которых (забегая несколько вперед) мы рассчитываем видеть в декабре месяце на одном из концертов, организуемых с помощью нашего Дзен-канала

Ютуб-канал Ratzkewicz ZoomRa

Текст - МЮ

Предыдущие материалы из серии "3 Х 3":

3 Х 3. Трижды три | Рок на БиС | Дзен

Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике. Заходите. Будем рады:

В телеграм-канале “Поэзия подката”представлено видение происходящих в мире футбола событий глазами болельщиков разных клубов (ЦСКА, “Спартака”, “Зенита” и ростовского СКА). Так что если среди любителей почитать о музыке есть и неравнодушные к самой популярной спортивной игре, то милости просим, подписывайтесь на наш канал.

Поэзия подката

Актуальные события мировой политики, аналитика и инсайды в телеграм-канале "Ушастый аналитик"

Ушастый аналитик

Наш медиа-партнер Радио "Выход":

ВКонтакте | ВКонтакте

Радио Выход приглашает:

Афиша мероприятия
Афиша мероприятия