Мария Фёдоровна Уварова более пятидесяти лет проработала в школе учителем физики. Она была как раз из тех, про кого говорят: "Учитель от Бога".
Женщина очень любила свою профессию, с учениками была в меру строгой, но справедливой. Не позволяла им садиться себе на шею, требовала хорошего знания своего предмета, но поскольку преподавала она интересно, то и особых проблем не возникало. Даже те ученики, которым тяжело давались точные науки, любили и понимали физику, если её преподавала Мария Фёдоровна.
Она сама буквально жила школой, не мыслила себя кем-то другим, вне школьных стен.
Своих детей у Марии Фёдоровны не было, хотя она когда-то очень мечтала испытать счастье материнства, но не сложилось.
Дважды Мария побывала замужем. С первым мужем прожила около десяти лет, после чего он ушёл от неё как раз по причине отсутствия детей. Вскоре мужчина женился, и в новой семье у него один за другим родились сыновья. Мария Фёдоровна за него тогда искренне порадовалась, она умела радоваться за других, а на свою судьбу никогда не роптала.
Второго мужа Марии Фёдоровны, Владимира, её бесплодие не смущало, потому что у него было уже двое взрослых детей от первого брака. Прожили они с Володей двадцать лет, душа в душу, пока он тяжело не заболел и не оставил свою Машеньку, как он всегда её называл, одну...
Больше Мария Фёдоровна замуж не выходила, всю себя посвятив любимой школе и ученикам.
***
- Мария Фёдоровна, на пенсию вам пора, - сказала Елена Алексеевна, новый директор школы, пригласив однажды пожилую учительницу в свой кабинет.
Самой Елене Алексеевне было немного за тридцать, она была очень самолюбива и амбициозна, а кроме того имела неплохие связи в Министерстве образования, что способствовало её быстрому продвижению по карьерной лестнице.
Учителем она, к слову говоря, была слабым, но преподавательская деятельность её не очень-то и привлекала в отличие от директорского кресла. Ей нравилось руководить и устанавливать свои порядки.
А ещё она считала, что таким возрастным учителям, как Мария Фёдоровна, в школе не место. И прямо сказала ей об этом.
- Я проработала в этой школе полвека, - с обидой в голосе произнесла пожилая учительница.
- Значит, пора на заслуженный отдых, - ледяным тоном ответила Елена. - Надо уступать дорогу молодым, Мария Фёдоровна. В школе должны работать преимущественно молодые и энергичные учителя, а вас, простите, зрение подводит, давление, ноги больные..
- Я в курсе своих проблем со здоровьем, - с дрожью в голосе ответила Мария Фёдоровна. Казалось, что ещё чуть-чуть и слёзы градом хлынут из её глаз.
- Вот, ещё и нервы никудышные, - Елена продолжила распекать пожилую учительницу. - Если так уж сильно любите свою работу, займитесь репетиторством. А на ваше место у меня есть уже кандидатура. Мужчина, молодой и полный сил, желания работать. А вам пора заняться своим здоровьем. Хотите, похлопочу, чтобы путёвку вам дали в санаторий?
- Не нужно, спасибо, - ответила Мария Фёдоровна, и немного помолчав, спросила, - Мстишь мне, Лена?
- Что вы себе позволяете? - сверкнула глазами Елена Алексеевна. - Соблюдайте субординацию, я, вообще-то, ваш руководитель. Могу и по статье уволить, если что.
Мария Фёдоровна покачала головой и вышла из кабинета.
***
Лена Кислицина, ныне директор Елена Алексеевна, когда-то сама была её ученицей. Кроме того, Мария Фёдоровна была её классным руководителем.
Ту, произошедшую почти двадцать лет назад, неприятную историю Мария Фёдоровна предпочла бы забыть, да и не вспоминала бы, если бы сегодня Елена не предложила ей уволиться.
И сразу в памяти всё всплыло, очень уж это увольнение было похоже на месть, и в общем-то было вполне в стиле Леночки Кислициной, взбалмошной, своенравной и, мягко говоря, недалёкой девицы, какой помнила её Мария Фёдоровна.
***
Когда в школу пришёл Андрей Леонидович, молодой и очень симпатичный физрук, девятиклассница Лена Кислицина сразу же обратила на него внимание. Впрочем, не только она одна, многим девчонкам - старшеклассницам понравился спортивный и интересный молодой мужчина.
Но остальные просто поглядывали на него, кокетничали или тайно вздыхали, а Лена решила действовать. Девушкой она была хорошенькой, фигуристой и поэтому была уверена, что молодой учитель не устоит перед её красотой.
Однажды Мария Фёдоровна задержалась в школе дольше обычного, а когда уходила, услышала какой-то шум со стороны спортзала. Женщина решила проверить, что там происходит. Она знала, что два раза в неделю вечером Андрей Леонидович ведёт спортивную секцию, но по времени она уже должна была закончиться...
- Лена, нам больше не о чем говорить, - услышала Мария Фёдоровна голос учителя физкультуры. - Я твой учитель, ты ученица, и это всё, что нас связывает.
- Но почему, Андрей? Я тебе не нравлюсь?
- Лена, во-первых, обращайся ко мне по имени - отчеству и на вы, я всё-таки твой учитель. А во-вторых, не в моих правилах вступать в отношения со школьницами. И в-третьих, у меня есть любимая девушка, на которой я собираюсь жениться. Всё понятно?
- Нет, - почти закричала Кислицина. - Мне не понятно! И знаешь, что я сейчас сделаю? Я разорву на себе кофточку и начну кричать, в школе ещё есть учителя, и завуч с директором, они прибегут на мой крик, а я скажу, что ты приставал ко мне... Вылетишь с позором из школы! И учителем уже никуда не возьмут, пойдёшь двор мести!
- Лена, ты в своём уме? Что ты несёшь? Успокойся и иди домой, пожалуйста.
- Не веришь? Помогите! - заорала Кислицина.
Мария Фёдоровна больше не могла оставаться в стороне, она ворвалась в спортзал, где её ученица уже стягивала с себя блузку и продолжала звать на помощь...
- Кислицина, успокойся сейчас же! - сказала Мария Фёдоровна.
Увидев своего классного руководителя, Лена умолкла, но тут же сорентировалась.
- Мария Фёдоровна, он приставал ко мне...
- Не ври! - строго сказала учительница. - Я слышала ваш разговор. Как тебе не стыдно, Лена?
Девушка посмотрела на Марию Фёдоровну и в её глазах было столько злости, что женщине стало не по себе.
- Елена, иди домой, а мы с Андреем Леонидовичем сделаем вид, что ничего не было. При условии, что ты никогда больше не повторишь подобное? Ты поняла меня?
- Поняла, - недовольно ответила Лена и вылетела из спортзала...
- Как хорошо, что вы оказались рядом и всё услышали, - сказал Андрей Леонидович. - Она уже не в первый раз пытается... в общем, вы поняли... Но я не давал ей ни мальшейшего повода, уверяю вас!
- Я вам верю, Андрей, не переживайте.
О случившемся Мария Фёдоровна, разумеется, никому рассказывать не стала, и с самой Леной на эту тему разговоров больше не вела.
А Андрей Леонидович вскоре уволился из школы. Удивлённым коллегам объяснил, что его пригласили быть тренером в спортивной школе, и только Мария Фёдоровна понимала истинную причину увольнения физрука.
***
Кто бы мог подумать, что эта история будет иметь продолжение, и спустя почти двадцать лет Леночка Кислицина захочет отомстить своему классному руководителю. Выходит, совсем не поумнела с годами Леночка, с грустью думала Мария Фёдоровна, возвращаясь с работы.
Обидно было до глубины души. Да, ей уже за семьдесят и есть кое-какие проблемы со здоровьем, но она ещё не развалина, и голова светлая, и вот теперь какая-то своенравная девчонка, бывшая ученица, решает её дальнейшую судьбу... Это было так несправедливо...
Но теперь Марии Фёдоровне и самой не хотелось работать в школе под руководством Елены Алексеевны Кислициной.
На следующий день она написала заявление об уходе, и начала привыкать к мысли, что скоро останется без любимой работы...
***
- Мария Фёдоровна, здравствуйте, - услышала женщина знакомый голос, когда ответила на телефонный звонок. - Это Елена Алексеевна. Вы бы не хотели вернуться в школу?
Вот чего точно не ожидала пожилая учительница физики, так это того, что Леночка Кислицина снизойдёт до того, чтобы позвать её назад в школу.
- Понимаете, Семён Альбертович, который пришёл на ваше место, уволился прямо посреди четверти, и мы остались без учителя, - жалостным заискивающим тоном продолжила директор. - И это катастрофа! Детей нужно к ЕГЭ готовить, без учителя вообще никак, а вы такой хороший педагог, все вас вспоминают, и ученики, и учителя... Возвращайтесь... Пожалуйста.
И Мария Фёдоровна вернулась. Не ради Леночки Кислициной, то бишь Елены Алексеевны, а ради своих учеников, которых очень любила и поэтому не могла допустить, чтобы они остались без физики... Ведь она была учителем от Бога, и человеком замечательным. В отличие от некоторых.
Кстати, о некоторых. Елена Алексеевна сама вскоре ушла из школы, её покровитель из Министерства образования предложил ей другое хлебное и более спокойное место... Не в школе, потому что школа - это не её, таким как она там не место.
Благодарю всех, кто прочитал! Здоровья вам, добра и благополучия, дорогие мои читатели! Ваш автор, Яна Н.