Современный школьный курс физики содержит более тысячи научных терминов, с помощью которых представляются основы механики, термодинамики, молекулярной физики, электричества, магнетизма, электродинамики, оптики, атомной физики, ядерной физики и физики элементарных частиц. Кроме названий научных терминов учащимся средних общеобразовательных школ необходимо знать их определения с соответствующими содержаниями и объемами для построения основ физической картины мира. На наш взгляд, для постановки и решения выделенной дидактической задачи средней общеобразовательной школы наиболее эффективным является информационное моделирование учащимися объектов, процессов и явлений природной и технической действительности.
Для составления старшеклассниками средней общеобразовательной школы терминологического словаря по физике наиболее важным является этап построения информационной модели объекта, процесса или явления природной или технической действительности. Используя объектный и символический языки современной науки, учащиеся средней общеобразовательной школы при решении учебных задач физики выделяют соответствующий научный термин, составляют его определение и записывают полученную информацию в общую тетрадь, имеющую разделы, расположенные в алфавитном порядке. В алфавитном разделе научные термины физики старшеклассникам удобнее располагать в таблице. Первая строка таблицы школьного терминологического словаря по физике выделяет такие названия столбцов, как порядковый номер, название термина на русском и английском языках, определение термина, символическое обозначение термина, относящегося к физической величине с соответствующей размерностью. Учителю физики средней общеобразовательной школы следует на занятиях напоминать старшеклассникам о том, что физическая величина – это свойство объекта, процесса, происходящего в нем, или явления, связанного с ним, характеризуемого в количественном отношении. Кроме этого, учащимся при постановке и решении учебных задач постоянно указывают на размер физической величины – количественное содержание в изучаемом объекте выделенного свойства.
При решении учебных задач и составлении школьного терминологического словаря по физике для выражения количественной стороны рассматриваемого свойства объекта или связанного с ним процесса или явления учащимся не следует вместо термина «размер» использовать термин «величина» в связи с тем, что выделенные свойства сами являются физическими величинами. Составляя и используя терминологический словарь по физике, старшеклассники средней общеобразовательной школы четко усваивают то, что каждой выделенной основной физической величине (длина, время, масса, термодинамическая температура, количество вещества, сила электрического тока, сила света) присвоен символ в виде прописной (заглавной) буквы латинского или греческого алфавита, называемый размерностью соответствующей величины.
К сожалению, педагогический опыт показывает, что не все старшеклассники систематически и регулярно составляют и используют терминологический словарь по физике. Как следствие, выделенная группа старшеклассников, в отличие от творчески устремленных, интеллектуально активных и научно компетентных учащихся, показывает низкую академическую успеваемость по этой основной школьной дисциплине. Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что регулярное и систематическое составление и использование на занятиях старшеклассниками терминологического словаря по физике позволяет повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала учащихся средних общеобразовательных школ по выделенной фундаментальной учебной дисциплине.