Найти тему
НТЦ "ВЗЛЁТ"

РОССИЯССИЯ - ПОТЕНЦИАЛЬНый лидир ДЕР ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА

окончание первой главы

Вернемся поэтому к системному' анализу «цивилизационных волн», предложенному супругами Тоффлер «Сейчас принято эти три цивилизационные волны представлять в такой метафоре: первая волна, аграрная, вела к конфликту сильных и слабых, вторая, индустриальная, к войне богатых и бедных, третья, информационная, противопоставляет умных и глупых». («Новое русское слово», 06.02.96).

Создатели этой остроумной и в целом правдивой схемы развития цивилизации, подходили к ней, вообще говоря, с «рутинной» точки зрения, то есть, базировались на том, что было (сельское хозяйство, индустриальное производство) и том, что есть (информационное пространство). Мне же, опираясь на свой опыт перспективных исследований, представляется возможным взять на себя смелость заглянуть в то, что будет, и утверждать, что следующий этап развития цивилизации можно определить, как транспортный. Продолжая указанную выше метафору, это будет означать конфликт между активными и пассивными, то есть, грубо говоря, тех, кого, обожравшегося кота в известном мультфильме, «и здесь неплохо кормят», и тех, кто, подобно пионерам (первопроходцам) Америки, ищет свое счастье в бескрайних прериях.

Подтверждением и обоснованием этой гипотезы, с одной стороны, может служить признанная всем миром хельсинская формула «свободного обмена идей и людей», а с другой - резкое увеличение в конце столетия международных перевозок, что связано с интернационализацией бизнеса и культуры, формированием новых промышленных зон и рынков сбыта, бурным развитием еще совсем недавно относившихся к слаборазвитым регионов, ростом миграции и эмиграции, все ускоряющимся развитием туризма, отдыха и лечения на признанных международных курортах.

Первая часть хельсинской формулы материализовалась во Всемирной информационной сети Интернет, - глобальной системе связи, которая, невзирая на границы и расстояния, обеспечивает практически мгновенный информационный контакт любого человека с любым человеком. А это, собственно, и определяет информационный этап развития современного мирового сообщества. По аналогии, вторая часть формулы должна реализоваться во Всемирной транспортной системе, «Интертранс», которая при тех же исходных условиях (невзирая на границы и расстояния!) должна обеспечивать, при полной безопасности и минимальном времени передвижения, прямой, личный контакт любого человека с любым человеком. Для этого, как будет показано в следующей статье, имеются все необходимые технические решения.

Опережая возможные вопросы, нужно сразу сказать, что «Интертранс», базируясь на внешне подобных известным транспортных средствах (самолет, поезд, автомобиль), принципиально отличается от современного транспорта, который, также внешне, выглядит как глобальный. Концептуальные отличия между ними следующие:

■ все транспортные средства, образующие «Интертранс», являются экологически чистыми, существенно более экономичными, чем современные виды транспорта: обладают более высоким уровнем безопасности и осуществляют перевозки с минимальным временем передвижения «от двери до двери»;

■ базируясь на модульном принципе, все входящие в «Интертранс» транспортные средства имеют взаимозаменяемые пассажирские салоны, что обеспечивает беспересадочное движение практически в любую точку Земного шара;

■ «Интертранс» охватывает все внутригородские, междугородные и межконтинентальные перевозки, активно используя для последних выход в ближний Космос;

■ применяется автоматическая централизованная система управления при минимальном участии человека для контроля за транспортным процессом;

■ все летательные аппараты обладают вертикальным взлетом, все наземные транспортные средства, движущиеся поездом по упорядоченной траектории (направляющему пути) работают на бесконтактной основе;

■ в максимально возможной степени используется принцип посадки и высадки пассажиров «по требованию» практически в любой точке земного пространства:

■ максимальное время доставки пассажиров на «Интертрансе» в любую точку Земли или ближнего Космоса не более двух часов;

. все перемещения осуществляются бесплатно или, подобно Интернету', с минимальной ежемесячной абонентской платой каждого пользователя системой.

Мы еще вернемся к техническим решениям столь необычных, если не сказать фантастических, транспортных средств. Но фантастических только на первый взгляд; в том или ином виде все это существует уже в наши дни. Пока же конспективно отметим, как изменится мир при развитии такой глобальной транспортной системы.

Прежде всего, это, конечно будет другой, экологически чистый мир, с иными уровнями энергетики, информации, общения. Рано или поздно исчезнут границы государств и останутся только географические названия национальных территорий, скажем, Америки или России, как, впрочем, и любого другого национального политико- экономического образования, называемого сейчас державой, государством или страной. В полной мере осуществится право каждой свободной личности на проживание там. где он считает для себя наиболее удобным. Иными словами, эмиграция из эпизодического, связанного с ломкой всего предыдущего жизненного уклада, превратится в обычное, скажем так, повседневное явление. Повседневное потому, что при столь легкой доступности любой территории станет обычным жить, скажем, в Майами, а иметь постоянную работу в Сибири. Или же жить в любой точке Земли, а на работу ежедневно отправляться в ближний Космос. Я не говорю уже о широчайших возможностях для ежедневного перемещения внутри собственной страны, или, по новому мышлению четвертой цивилизационной волны, национальной территории.

Это будет цивилизационный этап «очеловечивания пространства», эпоха, которую еще в прошлом веке Федор Михайлович Достоевский назвал «всеединением» землян. Исчезнут границы и значит исчезнут войны как каннибальское средство решения национальных, политических или территориальных споров. Зачем они, если Gens una sum us - Мы одно племя!

Принимая априори высказанные предположение за истину, можно сказать, что у России имеются все предпосылки для того, чтобы стать лидером этой четвертой цивилизационной волны, а, следовательно, лидером цивилизации, по крайней мере, в начале следующего тысячелетия отметим их пока также конспективно:

1. Россия, как уже говорилось, даже после распада СССР, имеет самую большую территорию с относительно слабо развитой транспортной инфраструктурой, разнообразием климатических и географических условий и традиционно большими пассажиропотоками, что позволяет, с одной стороны, сразу формировать здесь «правильную» транспортную инфраструктуру, а с другой - рассматривать ее как модель будущей Всемирной транспортной системы.

2. При обеспечении эффективной доступности каждого региона России, ее гигантская, практически незаполненная людьми территория, может сделать ее притягательным центром Новой эмиграции, при которой, в отличие от Америки, истребившей коренное население и создавшей свою нацию практически на пустом месте, прибывающие иммигранты естественным образом будут ассимилироваться среди россиян, как это всегда было в России на протяжении ее тысячелетнего существования.

3. Генетические особенности «славянской души», испокон веку пытающейся докопаться до смысла жизни и сути вещей, традиции духовности и высокой

морали, наконец, «женственная сущность славян» (А.И. Герцен) с их природной пытливостью и любопытством, которые способствуют развитию литературы, искусств, науки... «И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (Ньютонов) российская земля рождать». (М.В. Ломоносов). В науке, кстати, «восточный» менталитет проявляется, прежде всего, в той ее части, которую можно назвать «прорывной» или «авангардной», - в генерации самого ценного продукта третьей, информационной волны, - новых знаний, новых научных идей, которые трансформируются затем в передовые технологии.

4. Уже имеющийся огромный научный и промышленный потенциал, позволяющий при рациональной организации и науки, и производства, а, прежде всего, самой российской жизни, решать проблемы, возникающие при разработке и внедрении новых технологий, в том числе и для массовых видов скоростного транспорта

5. Большой и уникальный опыт использования общественного транспорта при постоянном тяготении к индивидуальному* (личному автомобилю).

6. Наличие принципиальных технических решений экологически чистых средств высокоскоростного наземного транспорта. коммерческих самолетов вертикального взлета и двухсредных аэрокосмических летательных аппаратов на принципиально новой вихревой основе с использованием экологически чистых силовых установок с эффективной рекуперацией запасенной энергии.

... Ретроспективно оценивая историю человечества, можно сказать, что какие бы ни принимались великие политические решения, какие бы ни разрабатывались гениальные философские теории, какие бы ни строились оптимальные экономические модели, основой цивилизационного прогресса, - от пещерной жизни до наших дней, - всегда были и остаются новые технические решения, воплощающиеся в передовые технологии, которые и позволяют цивилизации выйти на новый уровень развития. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье, по определению