Найти в Дзене
MissClick | Игры на пк

Очаровала и разочаровала: обзор игры Кужлёвка.

Оглавление

Кужлёвка - игра, которая подарила мне надежду на увлекательный сюжет, но она разбилась о камни финала. Сейчас подробно расскажу о своих впечатлениях, плюсах и минусах.

Привет всем! Привет мисскликерам и тем, кто здесь впервые. Я МиссКлик. Играю в игры и рассказываю о них.

Сюжет игры

Кужлёвка - игра от российских разработчиков, в которой повествуется о жизни Валерия Михайловича: председателя колхоза в деревне Кужлёвка. Он инвалид, получивший ранение во время Советско-японской войны от японского снайпера, и теперь навсегда привязан к коляске.

Всё, что у него есть в жизни - это маленький домик в деревне, колхоз и рабочий стол, на котором всегда стоит водка, телевизор, и пачка сигарет.

После очередного вечера в компании с бутылкой происходит неожиданное событие: на Кужлёвку падает НЛО. И теперь Валерию Михайловичу, как председателю колхоза, нужно решать эту проблему.

Инопланетяне не спешат выходить из своего летательного аппарата. Но и вредить землянам тоже не намерены. Наоборот, они дали понять, что могут исполнить любое, даже самое невозможное желание: увеличить козе вымя, отрастить волосы или материализовать из пустоты деньги или предметы.

И теперь Валерию придётся решать, кого подпускать к тарелке из тех тысяч людей, которые прознали про её чудесные свойства.

Герои

-2

Помимо Валеры в игре есть ещё несколько важных персонажей, чьи истории могут привести к различным финалам.

Клим. Это местный забулдыга, разочаровавшийся в жизни и любящий быстрые деньги, но не имеющий ни опыта, ни ума. Он мне сильно напоминал образ Шарикова из повести "Собачье сердце". Не исключено, что разработчики сделали Кужлёвского Клима прямой отсылкой к Климу Чугункину, чей гипофиз и был пересажен Шарику в произведении Булгакова.

Степан. Участковый, который часто жалуется на отсутствие порядка, хотя сам частенько забывает про закон, когда это выгодно ему или его близким.

Василий. Учитель, который попал в деревню по распределению после института. Самый молодой и, как окажется позднее, самый горячий, готовый пойти на всё ради идеи.

Густобров. Самопровозглашённый уфолог с "научным центром" в гараже. Никто не относился к нему всерьёз, пока на Кужлёвку не упал НЛО.

Безымянный. Его мы встречаем в разных обличиях во время путешествий по снам Валеры. Он помогает восстановить и переосмыслить события прошлого, пофилософствовать о будущем, о жизни и смерти.

Геймплей

Кужлёвка меня заинтересовала своим смешением жанров и геймплейных фишек: это и бродилка, и головоломки, и решения с последствиями. В какой-то момент даже показалось, что геймплей будет строиться по принципу игры "Papers, please!", когда Валерию Михайловичу нужно было выбирать, кому разрешить войти в тарелку и чьё желание будет исполнено.

Главы и повествование чередуются снами Валерия, в которых мы узнаём о его прошлом, и событиями настоящего времени.

Во сне у Валеры есть ноги, и мы можем ходить и исследовать локации. В реальности же он прикован к своему рабочему столу.

-3

Один большой "Урок тщетности"

"Уроком тщетности" названа одна из глав этой игры. Но этими же словами я могу описать свои эмоции от полного прохождения Кужлёвки на все возможные концовки: всё, что ты делал на протяжении всей игры, вообще не имеет значения!

Фразу, что в первой главе я "обидела Клима, и он это запомнит" я увижу только один раз. И потом... ничего не поменяется. На мои решения, кого подпускать к тарелке и какие слова вводить в переговорное устройство, сюжету и концовкам наплевать. Как наплевать на все диалоги и выборы в них.

Почти всё, что ты делаешь до последних глав, влияет только на получение игровых достижений. И для меня в финале это было как удар под дых, ведь чтобы открыть все концовки, достаточно пройти всего несколько последних эпизодов, где, собственно, всё и решается.

Дальше спойлеры!

После диалога с Безымянным и путешествия по "Музею жизни Валерия Михайловича", игра предлагает выбрать одну из двух дверей: синюю или красную. Возможно, это отсылка на Матрицу и пилюли, которые протягивал Нео Морфеус, намекая на ложную иллюзию выбора. По крайней мере, именно об этом я подумала в тот момент, но выбор сделать пришлось, и Валера пошёл в красную дверь.

🟣 Концовка "Город Солнца", к которой я пришла по сюжету.

-4

Я решила, что пытаться изменить настолько далёкое прошлое, какое предлагают поменять Василий и Степан - плохая затея и своего рода читерство. Поэтому выбрала вариант, который предлагал Клим: отправиться в "счастливое капиталистическое будущее", отстроить вокруг тарелки современный город и стянуть в него все лучшие умы мира.

Как итог: Клим взял всё в свои руки и безмозглую голову. Про Валеру быстро забыли и он окончательно спился. А Клим так и не успел разбогатеть, потому что НЛО улетел, и вернуться не обещал. "Капитализм не прокатил".

🟣 Концовка "Революция" (название которой разработчики недавно изменили на "Контра").

Слушаем Василия и занимаем его сторону. Летим в прошлое, в Китай на площадь Тяньаньмэнь (В 1989 году там были акции протеста, в которых участвовали преимущественно студенты. Протесты были жестоко подавлены с применением бронетехники и огнестрела).

Забираем китайский ОМОН, "разъярённых рыцарей коммунизма", и телепортируем их прямо на Красную площадь.

Итог: коммунизм вернули, но есть один нюанс... "Силами народно-освободительной армии Китая подавлена контрреволюция в РСФСР", и теперь пора учить китайский язык.

🟣 Концовка "Новый мировой порядок".

Слушаем Степана, и летим в 1905 год, "Родину-матушку спасать!".

Итог: Россия "оправилась от большевистского морока и вернулась на свой исторический путь". Как вернулось и крепостное право. Степан взял бразды правления в свои руки, и обещает быть "всем крестьянам добрым отцом".

"Сдаётся мне, хорошего исхода на этой земле не будет", - говорит Клим, а у меня внутри всё начинает постепенно закипать.

А если не слушать никого и пойти не в красную, а синюю дверь? Тогда мы увидим ещё три концовки. Нам только нужно выбрать один из трёх предложенных предметов.

🟣 Концовка "Великий палеонтолог".

Мы видим здорового Валеру, сидящим у палатки в пустыне и читающим газету. В этом монологе будут сразу две пасхалки:

1. "Канал нужно завалить камнем. Камень я не дам..." - отсылка на мем с Ящером из игры "Проклятые земли".

2. "Японский палеонтолог Кидеко Кожыма" - оммаж Хидео Кодзиме.

🟣 Концовка "Исцеление".

Тут всё просто. Валера выздоравливает и снова может ходить, а НЛО улетает. В итоге не происходят те события, которые могли привести к катастрофе. Но и в жизни кужлёвцев не меняется абсолютно ничего.

Будто ничего и не было, но Валера теперь здоров.

🟣 Концовка "Навстречу звёздам".

Валера прощается со всеми и улетает вместе с НЛО и своим домиком прямиком в космос, оставив землю и людей с их проблемами.

🟣 Концовка "Я устал".

Если ничего не делать и не чинить машину времени, то произойдёт катастрофа и все погибнут.

-5

Так почему же я недовольна концовками из синей двери?

Потому что абсолютно все финалы Кужлёвки как бы намекают тебе, что всё тщетно. Нельзя изменить прошлое. Нельзя надеяться на будущее. Просто будь эгоистом, пожелай себе исцеления и живи дальше в своём колхозе, исполни мечту стать палеонтологом, или вообще брось всё и улети к звёздам, не дав человечеству воспользоваться этим шансом. Живи дальше, как ни в чём не бывало, потому что других вариантов нет. И все пять проведённых в игре часов в один миг становятся ничем.

Машина времени - есть, всемогущая тарелка - есть, а вариантов - нет. НЛО улетит только тогда, когда Валере будет хорошо. Возможно, это глубокая философия, заложенная разработчиками, но с позиции игрока я ожидала большего.

Даже понимая, что это "иллюзия выбора", этих выборов могло быть гораздо больше, чем представлено в Кужлёвке, раз уж она заигрывает с такими сложными темами, как попытки изменить что-то в прошлом или посмотреть в будущее.

Мой внутренний "Кристофер Нолан" негодует. Тем не менее, стоит выделить отдельным жирным плюсом превосходную озвучку от мэтров закадра. Я ей восхищалась ещё до выхода игры, восхищаюсь и сейчас.

Ставлю игре 6 кликов из 10. Не только из-за финала, но и геймплея в целом.

-6

Моё полное прохождение игры можно посмотреть:

Или сразу посмотреть видео со ВСЕМИ КОНЦОВКАМИ.