Тут меня немного покритиковали, что я про «Лунную радугу» ничего не написал. Так вот, про «Лунную радугу» я писал, и даже немало. Более того, общался даже с фан-клубом творчества Сергея Павлова. Но, если есть запрос на то, чтобы написать про «Лунную радугу»…. Я попробую написать что-то, что я про неё ещё не писал. И, на самом деле, в самом романе, немало интересного. Я уже писал о том, какие именно технологии есть на старушке-Земле. Кстати говоря, принцип тех же элекаров и того мопеда, на котором приехал Фрэнк – ну, тут я просто не могу не сказать – «Как тебе такое, Илон Маск?». Кто не помнит роман – там использован тот же принцип, что и в беспроводной зарядке ваших смартфонов…
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Но давайте поговорим о самом мире, благо он кажется мне довольно интересным. Гораздо более интересным, чем у Ефремова или Стругацких. Почему? Потому что он выглядит более реалистичным, а люди там – более живыми, чем «титаны» Ефремова, или персонажи Стругацких.
Вот, взять, например, американцев, о которых рассуждает автор словами и мыслями Дэвида Нортона. Нортон, кстати, сам американец, если что. Страсть к авантюрам у них, можно сказать, в крови, и то, о чём Нортон вспоминает, в той главе, когда он бросился спасать Ника, хорошее тому подтверждение. Это и рассказы про «мужскую закваску», когда у них вошло в моду лазить туда, куда нормальный человек лезть просто не додумается – а они лезли в такие места, что даже думать страшно. Сначала они ещё и тащили с собой, всё, что гвоздями было не прибито, но потом, после нескольких очень «интересных» инцидентов, стали «просто смотреть», после чего вызывали ребят из ВДОО (есть такая «контора», которая ликвидировала «артефакты» «гонки вооружений»). И, что самое интересное, почему-то на территории США таких «артефактов» было очень и очень много. А названия какие… «Заливное тётушки Мэри», «Табачок дядюшки Джона»… Некоторое сбрасывали на Солнце чуть ли не вместе с кораблями – видать, хорошо постарались предки в таких вещах…
Но, понятное дело, что прелесть мира не в этом. Просто, даже описанный вот так, штрихами, он получился интересным. Например, что за строй в США? К примеру, Нортон и его жена живут на вилле. Рядом – городок Копсфорт, где раз в год устраивают родео. Понятно, что для американцев, родео – это важно (ну, или Павлов так думал). Но! Есть эпизод, в котором Фрэнк вызывает со станции подзарядки свой элекар. Понятное дело, что на станции работали «свои люди», но, тем не менее, после того, как Полинг сказал, что моя машина такая-то (вроде, модели «Юпитер»), ему сказали, что просто отправляют машину по адресу. Не замечаете, чего там не было сказано? Правильно, цены. То есть – никаких денег, что уже интересно, как мне кажется. При этом – никакой идеологии о том, что «коммунизм, от каждого по потребностям, каждому по способностям». Кстати, это хорошо, как мне кажется. Потому что то, что Ефремов и Стругацкие это не раз подчёркивали… и получалось как-то… не особо хорошо. Впрочем, я читал их произведения уже сильно после того, как они были написаны… «Лунная радуга», как я понимаю, писалась сильно позже…
Так вот, в книге нет вообще ничего о том, что там было между СССР, США и другими странами. По сюжету – здесь мир. И Никольский вполне себе работает со своими коллегами, на территории США. А товарищи Фрэнка бывали и на территории других стран. Где это Кьюсака спустили с лестницы? Уже не на территории США… Или можно вспомнить то, что Нортон учился в Школе – где-то, в Сибири, если мне не изменяет память. Так что – в этом мире, русские, американцы и представители других стран работают вместе. У них нет никаких споров, они отлично понимают друг друга, и это на самом деле здорово и прекрасно…
И на самом деле, мир этот, конечно, прекрасен и интересен, но он не идеален. Об этом, например, говорит небольшой разговор между Фрэнком и Барни Лангером, после того, как Фрэнк уехал от Вебера. У Барни есть шрам – память от некоего Шлокера, банду которого они брали на борту «Чёрной жемчужины». Про название я пошутил, когда писал про роман в первый раз, а сейчас скажу просто. Мир, конечно, хороший и интересный, но вот, то, что там осталась преступность, да ещё и в космосе – говорит о многом. Почему в космосе? Ну, потому что на Земле стрелять в условиях перегрузок как-то особо и негде что ли. Так что, скорее всего, это были самые, что ни на есть космические пираты… А пиратство в космосе, как мне кажется, более жестокое, чем на старушке-Земле. В море выжить без корабля можно, хоть и сложно, а вот в космосе…
Опять же, сама «контора», сотрудником которой являются Полинг и остальные, кто проходит подготовку у Вебера, появилась не просто так. Конечно, все эти «синюки», резиновые паралитики с Марса и прочие «аномалии» – это далеко не всё, чем они занимаются. Тем более, что четвёркой выживших, занималась только группа «Чёрный след», названная так по тому явлению, с которого всё и началось. А проблемами пиратства и оргпреступности, скорее всего, занимались другие группы, что, в общем-то, логично.
Так что, из всех фантастических миров, про которые я читал, наверное, этот был лучше всех. И если сейчас кто-то скажет, что как же тогда в этом прекрасном мире устроили, фактически, охоту на таких замечательных людей, как Нортон и остальные… Так сам Нортон понимал, что с ним не всё так просто. Не просто так у них не было детей. Они как-то пробовали – и… лучше бы не пробовали. В романе прямо про это не говорится, но намёки есть, что результат был страшный. Опять же, Нортон не просто так вёл тот дневник и не просто так они старались жить уединённо. Я вообще уверен, что Сильвия всё отлично понимала насчёт того, что с ним происходит…
Да, Нортон и остальные были очень хорошими людьми – и эпизод со спасением мальчика показывает это очень и очень хорошо. Но при этом Нортон отлично понимает, что ему на Земле не место. Он изменился – и изменился очень и очень сильно. И, как знать, что может получится, если эти его изменения станут… более серьёзными, чем то, что было записано в его дневнике? Но, одно дело, когда ты сам хочешь понять, что с тобой не так – и совершенно другое дело, когда тебя запрут в лаборатории и будут выяснять то же самое, но… более варварскими способами? Он ведь сам об этом размышлял, так что поведение Нортона мне кажется вполне себе естественным и нормальным.
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!