Сегодня речь про кино меча и магии, скачек и полётов, гитарных риффов и встроенной рекламы шампуня «Лошадиная сила».
Есть ли сейчас что-то хорошее в двух классических фильмах эпохи видаков, видеомагнитофонов и видеосалонов, недавно пересмотренных мною? Да, хотя совсем немного и на любителя, хотя, конечно, после сказанного дальше мне вполне светит угодить на специальный костёр для еретиков, предавших детство, восьмидесятые и старое доброе кино Голливуда.
Есть фильмы, спокойно переживающий год за годом и не теряющие ни актуальности, ни красоты. Первым можно смело назвать, к примеру, «Белорусский вокзал», фильм о войне, где война не видна, но заставляет плакать по-настоящему. Вторым может оказаться, к примеру, «Братство волка», хотя Зверь там ой-ой как плох… Но он был таким и в премьеру, более двадцати лет назад.
Смотреть сейчас и восхищаться «Матрицей» не выйдет и единственное, доставшееся от неё в наследство – идея самой Матрицы, дежавю и прочая мутотень. А вот первый фильм перезапуска ЗВ, несмотря на так себя Энакина, смотрится красивым даже сейчас.
«Считанные секунды», где великий голландец сыграл крутого копа Стоуна, несмотря на топорные эффекты и крохотный бюджет, в 2023-ем году всё ещё хорош. Да и тот самый фильм, где есть белый и чёрный копы, где один вечно стар для всего этого … (ну, вы знаете), заходит на ура. Это великая сила кино, братцы и девчонки, ничего не поделаешь.
А вот два фильма с Рутгером, что восхищали меня в начале девяностых, сейчас… Сейчас не просто плохи. Они никакие. Но обо всём по порядку.
Жил-был в фэнтезийной Европе рыцарских времён некий епископ. Как каждый второй европейский священник того времени, по версии фэнтези-авторов и авторесс, дядя любил баловаться с нечистой силой. Ещё, прям рядом с ним, бедовали-горевали сиротка-дворянка Изабелла и капитан епископской стражи Наварро. Эти двое, так уж сложилось, адски подходили друг другу, вследствие чего полюбили друг друга и не подумали прятать свои чувства от людей. На том, собственно, и погорели, бо злокозненный епископ, наплевав на церковные и морально-духовные постулаты, давненько положил глаз на красотку Изабо. А как ещё, я вас спрашиваю, когда ту играла не просто милашка-актрисулька, коих в Голливуде всегда пучок за червонец в базарный день, а сама Мишель Пфайффер. То-то же, что сложно не понять охальника в митре и с посохом.
Изабо, как водится у настоящих героинь романтических историй, отвергла притязания серьёзного человека и предпочла своего наёмника, за что оба и поплатились. Что характерно, поплатились они жутковато, мерзко и даже по меркам непросвещённого Средневековья – жестковато. Епископ, как мы все прекрасно помним, баловался всяким колдунством и придумал изысканное наслаждение дабы потешить опухший гондурас самолюбия: превратил полюбвничков в оборотней, девоньку в ястребицу, мужичонку в огроменного чёрного волчару. Минус оказался один – те заделали дра-ла-ла, оставив чернокнижника с преогромным носом. Тут-то всё и завертелось…
«Леди-ястреб», вольная псевдоисторическая фантазия, есть большой и местами красивый клип, но не более. Причём клип с ярко выраженной роковой составляющей, и выйди кинцо в 1987-ом, то впору было бы обозвать его попыткой прикинуться то ли конкурентом «Горца» с саундтреком от Queen, то ли просто так вышло.
По сути нам показывают самую кульминацию, куда вмешивается персонаж молодого Мэттью Бродерика, он же учёный из «Годзиллы», он же инспектор гаджет, он же много ещё кто. Тут совсем зелёный скоморох изображает вора с погонялом Мышонок, коий зачем-то там нужен тому самому епископу. В ходе удирания от епископской стражи Мышонок попадает на какой-то хутор, где хочет пожрать и где почти попадает в лапы довольных стражников, дедуктивным способом вычисливших его действия. Но, чу!
Не тут-то было, в общем, бо откуда-то появляется крутой перец-блондинчик на пафосном чёрно-шелковистом першероне или ещё каком владимирском тяжеловозе. Арбалеты, мечи, блестящие как обклеенные фольгой, эпично-неправдоподобная драка, Мышонка увозит с собой блондинчик, он же Наварро. Стража удирает, поджав хвост и жалуется епископу – мол, Наварра вернулся, крандец, всем нам кранты.
А, да, это ж жестокий спойлер.
В общем, дальше Мышонок вкуривает всю фишку с оборотничеством, знакомится с Изабо, спасает Изабо, помогает Наварро, Наварро добирается куда нужно, надевает смешной бесполезный шлем и дерётся с текущим капитаном стражи. Далее – проклятие спадает, мир, пир, любовь да за свадебку.
Во всём этом прекраснодушном бардаке сейчас не найти ничего, цепляющего за душу. Если мы посмотрим «Айвенго» 1982-го года с Сэмом Нилом и то получим больше удовольствия от экранизации пусть и известнейшей, но крайне скучной книги Скотта. Да-да, так и есть, «Айвенго» был хорош раньше, сейчас же…
В «Леди-ястреб» нет нормальной динамики. То герои ведут какие-то глубокомысленные беседы ни о чём, то вдруг тут же демонстрируется неистовый галоп под гитарную зарубу, переходящий в трогательный профиль Пфайффер. То Наварро собирается драться, то начинает безбожно тупить и результатом является едва не случившаяся гибель его ястреба-любовницы. Костюмы сделаны ещё туда-сюда, но вот декорации с антуражем, не считая в меру красивых пейзажей – полное фуфло.
В общем, и этого никак не отменить, некоторые книги с фильмами явно стоит оставить там, в закончившемся детстве и не возвращаться к ним далее. Это нормально, на самом деле. У того же Твена есть детский Том Сойер и совершенно иной Гек Финн, все знают.
А, да: есть ли что-то хорошее в «леди-ястреб»? Да, то, как смотрят друг на друга Хауэр и Пфайфер, когда их светлые глаза встречаются, то видишь настоящую магию кино и актёрскую химию. И, конечно же, в некоторые моменты фильма, глядя на Мишель понимаешь – откуда растут ноги однотипных лиц жертв пластики и насколько они отличаются от настоящей красоты от природы.
П.С: шампунь «Лошадиная сила», не иначе, явственно демонстрирует нам все свои достоинства через чёрного как смоль жеребца капитана Наварро, точно вам говорю.
П.П.С: какой был второй фильм? О, он тоже с великим голландцем.