Что в «Шнобеле» тебе моем…
Шнобелевскую премию вручают с 1991 года за открытия, которые «сначала заставили людей улыбнуться, а потом задуматься». Приз – банкнота в 10 триллионов долларов. К сожалению, зимбабвийских. Но не спешите смотреть текущий курс: в 2009 году в Зимбабве прошла четвертая по счету деноминация, и местная валюта разом лишилась аж 12 нулей – так 1 триллион долларов Зимбабве стал стоить 1 доллар США. Так что бумажка эта нынче скорее историческая. Впрочем, каждый при желании может стать немного «сам себе» Шнобелевским лауреатом – на известном китайском сайте банкнота продается в изобилии и в состоянии «без обращения» по цене меньше 3000 рублей. Фальшивая, наверное.
Но мы отвлеклись. За что же вручали «Шнобеля» по медицине – какие сомнительные открытия и эксперименты так веселили ученую публику со дня основания премии?
1991 год. Борьба с газообразованием и метеоризмом. Автор – Алан Клигерман.
Ум господина Клигермана чрезвычайно занимал вопрос безболезненного употребления человечеством молока и гороха. Точнее, его беспокоили газы, которые иной раз мучают при употреблении этих продуктов людей, да и животных тоже. С этой целью он разработал два препарата, убиравших эти последствия, – «Лактейд» для молока и «Бино» для бобовых. Последний был создан в двух вариантах – для людей и для собак (владельцы собанов крупных пород поймут, о чем это). Интересно, кстати, где нынче мистер Клигерман с его изобретением, когда человечество так обеспокоено пукающими коровами?
1992 год. Вопрос дурного запаха от ног и носков. Коллектив японских авторов.
Эта группа товарищей героически провела серию опытов с привлечением добровольцев из числа как страдающих от грибка на ногах, так и со здоровыми конечностями. В процессе экспериментов был получен, извините, экстракт из сильно «ароматизированных» носков, извлечены несколько коротких цепочек жировых кислот, обнаружена изовалериановая кислота и применен спектрометр с газовым хроматографом. Все это – в сущности, ради финального вывода: люди, ощущающие неприятный запах от собственных ног, не ошибаются, но верно и обратное.
1994 год. Вопрос неэффективности электрошока при укусе гремучей змеи. Авторы – американские доктора Р. Дарт и Р. А. Густафсон.
Стоит отметить, что оба доктора отметились только в теоретической части – обошлось без добровольца. Им по собственному желанию стал некий гражданин, который постоянно имел дело с ядовитыми змеями и любил читать не очень научную, но популярную литературу. Из неё он узнал, что при укусе гремучей змеи помогает не только антидот, но и добрые «двести двадцать», а лучше – больше. Теорию он проверил на практике, присоединив к своей прокушенной губе «крокодил» от аккумулятора при запущенном двигателе. Шустрые доктора Дарт и Густафсон немедленно внесли этот способ в методичку «Что делать при укусах змей» – разумеется, в раздел «Чего делать не надо». А заодно поделили «Шнобеля» с самим пациентом.
1999 год. В чем пациенты приносят мочу на анализ. Автор – норвежский доктор Арвид Ватль.
Доктор Ватль и сам признавал, что его иной раз занимают совершенно бесполезные идеи. Одна из таких – сбор данных о «таре», в которой пациенты несут мочу на анализ, с последующей публикацией в медицинском издании. В течение года херр Ватль скрупулезно заносил в тетрадочку любые виды посуды, какие ему попадали в руки, отличные от специальных контейнеров, продающихся в аптеках. Лидером рейтинга вполне ожидаемо стала баночка из-под местной томатной пасты. В разряд диковинной тары попали бутылки из-под виски, финской водки, кока-колы (0,5 л) и флакон из-под антидепрессантов. А в разряд самой диковинной – туба, в которой был крем для лица, и флакончик от шарикового дезодоранта – само собой, уже без шарика.
2003 год. Мозг таксистов более развит. Коллектив лондонских исследователей.
Британцы, поставив перед собой задачу доказать, что таксисты – «иные», воспользовались 32 добровольцами и аппаратом МРТ. Из этих 32 человек 16 были таксистами. Надо пояснить, что стать водителем такси в Лондоне – это не зарегистрироваться в агрегаторе, купить медсправку, взять «Солярис» в лизинг и пришпандорить к лобовому телефон с навигатором. На водителя Black Cab taxi учатся 3-4 года. Для начала новичку нужно научиться держать в голове минимум 320 центральных маршрутов и еще массу всего. Экзамен состоит из нескольких этапов, которые проходят с интервалами от 5 до 28 дней. Неудача на любом из них означает «начинай все заново». Так вот, сканирование мозга всех добровольцев показало, что у 16 из них – тех, что были водителями такси – гиппокамп, который отвечает в том числе и за пространственную память, был заметно больше.
Продолжение следует…