Найти тему
С Лизой интересно

Книжная полка или окунемся в современное искусство. Часть 1

Случалась ли у вас ситуация, когда вы не понимали современное искусство? Вам казалось, что это «мазня», «дай мне краски, я так же смогу», «что вообще автор хотел этим сказать?». Честно признаюсь, у меня так было. Я выросла на произведениях классической живописи, скульптуры и архитектуры. Мне были непонятны выставки современных авторов, когда в центре зала просто стоял стул. И что? У меня в кухне стоит кресло. Но никто же не ходит на него смотреть и не платит баснословные деньги. И дверь в «современку» закрылась легким, но звонким хлопком.

Мне повезло встретить человека, который приоткрыл занавес тайны и магии этого неизведанного мира.

Сегодня я хочу вам рассказать о двух замечательных книгах, которые помогут и вам ближе познакомиться с работами современных авторов и, надеюсь, изменят ваше мнение так же, как и мое.

Джон Бёрджер «Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР»

Данная книга заставит вас заглянуть вглубь себя и подумать головой. Творчество Эрнста Неизвестного не несет за собой позитивного шлейфа. Вокруг его работ витает невыносимая тяжесть быстротечности жизни и неминуемой смерти. Он прошел через ужасы войны, испытал на себе немилость властей и был вынужден покинуть Родину.
Данная книга заставит вас заглянуть вглубь себя и подумать головой. Творчество Эрнста Неизвестного не несет за собой позитивного шлейфа. Вокруг его работ витает невыносимая тяжесть быстротечности жизни и неминуемой смерти. Он прошел через ужасы войны, испытал на себе немилость властей и был вынужден покинуть Родину.

Перед прочтением я готовилась к сухой биографии Неизвестного и не возлагала на эту книгу больших надежд, но была крайне впечатлена тем, как Бёрджер чувствует советского человека и его сопротивление новому.

Автор очень тонко выразил смысл, который пытался нам донести через свои работы скульптор. Мы привыкли получать эстетическое наслаждение, а не пытаться увидеть в искореженных телах истину.
Для Неизвестного смерть - не конец, а лишь отправная точка. Он прошёл войну и ощутил дыхание смерти на себе, когда долго лежал без признаков жизни на земле, пока шёл бой в тылу врага.

Эрнст Неизвестный. Мертвый солдат. Бронза. 1957
Эрнст Неизвестный. Мертвый солдат. Бронза. 1957
Эрнст Неизвестный. Солдат, пронзенный штыком. Бронза. 1955
Эрнст Неизвестный. Солдат, пронзенный штыком. Бронза. 1955
«Человеческое тело, если взглянуть на него объективно, не способно объяснить или выразить то, что мы чувствуем внутри.»

Джон Бёрджер проводит очень точное и тонкое сравнение Эрнста с человеком, которого он увидел в Париже.

«И тут я увидел человека на тележке. Он лежал на спине на длинной плоской деревянной платформе, вроде крышки стола. Он был укутан в одеяла, подоткнутые под ноги. Под головой лежала груда одежды. Он мог немного приподнять голову, чтобы взглянуть на конец доски в ногах, на которой он лежал. Откинув голову назад, он видел небо и верхушки зданий по обе стороны улицы. Казалось, легкое движение головы — все, на что способно его туловище.»

Автор понял насколько Неизвестный осознает силу жизни, даже когда это абсолютно неочевидно.

Эрнст Неизвестный. Усилие. Бронза. 1962
Эрнст Неизвестный. Усилие. Бронза. 1962

Эрнст Неизвестный боролся с эстетически поощряемым искусством, и в контексте проблем того времени его работы обретают философский смысл.

Благодаря его творчеству мы можем увидеть опыт и восприятие злободневных реалий, на которых он заострил свое и наше внимание.