Случалась ли у вас ситуация, когда вы не понимали современное искусство? Вам казалось, что это «мазня», «дай мне краски, я так же смогу», «что вообще автор хотел этим сказать?». Честно признаюсь, у меня так было. Я выросла на произведениях классической живописи, скульптуры и архитектуры. Мне были непонятны выставки современных авторов, когда в центре зала просто стоял стул. И что? У меня в кухне стоит кресло. Но никто же не ходит на него смотреть и не платит баснословные деньги. И дверь в «современку» закрылась легким, но звонким хлопком.
Мне повезло встретить человека, который приоткрыл занавес тайны и магии этого неизведанного мира.
Сегодня я хочу вам рассказать о двух замечательных книгах, которые помогут и вам ближе познакомиться с работами современных авторов и, надеюсь, изменят ваше мнение так же, как и мое.
Джон Бёрджер «Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР»
Перед прочтением я готовилась к сухой биографии Неизвестного и не возлагала на эту книгу больших надежд, но была крайне впечатлена тем, как Бёрджер чувствует советского человека и его сопротивление новому.
Автор очень тонко выразил смысл, который пытался нам донести через свои работы скульптор. Мы привыкли получать эстетическое наслаждение, а не пытаться увидеть в искореженных телах истину.
Для Неизвестного смерть - не конец, а лишь отправная точка. Он прошёл войну и ощутил дыхание смерти на себе, когда долго лежал без признаков жизни на земле, пока шёл бой в тылу врага.
«Человеческое тело, если взглянуть на него объективно, не способно объяснить или выразить то, что мы чувствуем внутри.»
Джон Бёрджер проводит очень точное и тонкое сравнение Эрнста с человеком, которого он увидел в Париже.
«И тут я увидел человека на тележке. Он лежал на спине на длинной плоской деревянной платформе, вроде крышки стола. Он был укутан в одеяла, подоткнутые под ноги. Под головой лежала груда одежды. Он мог немного приподнять голову, чтобы взглянуть на конец доски в ногах, на которой он лежал. Откинув голову назад, он видел небо и верхушки зданий по обе стороны улицы. Казалось, легкое движение головы — все, на что способно его туловище.»
Автор понял насколько Неизвестный осознает силу жизни, даже когда это абсолютно неочевидно.
Эрнст Неизвестный боролся с эстетически поощряемым искусством, и в контексте проблем того времени его работы обретают философский смысл.
Благодаря его творчеству мы можем увидеть опыт и восприятие злободневных реалий, на которых он заострил свое и наше внимание.